19-го сентября 2014 года, в Министерстве
экономического развития и торговли Украины состоялось заседание апелляционной
комиссии, на котором было принято решение о том, что представители Министерства
инфраструктуры Украины имеют право принимать участие в работе комиссии по предоставлению
и аннулированию прав на эксплуатацию воздушных линий. Об этом
авиакомпании МАУ стало известно из статьи «Мининфраструктуры удалось сохранить
влияние на авиарынок», опубликованной в газете «Капитал» от 22 сентября 2014
года (автор Дмитрий Уляницкий).
По сведениям издания на заседании присутствовали представители
Министерства экономического развития и торговли Украины, Министерства
инфраструктуры Украины, Государственной службы Украины по вопросам регуляторной
политики и развития предпринимательства, а также «независимые эксперты отрасли
гражданской авиации». В число последних автором материала были включены юристы,
которые представляют интересы авиакомпаний, являющихся заинтересованными
сторонами в конфликте, в частности, авиакомпании «Атласджет Украина». При этом
инициаторы разбирательства – представители Государственной
авиационной службы Украины и авиакомпании «Международные Авиалинии Украины» – к участию в заседании апелляционной комиссии приглашены
не были.
По мнению
МАУ факт проведения вышеупомянутого
заседания свидетельствует о нежелании Министерства инфраструктуры Украины
утратить контроль над предоставлением прав на эксплуатацию воздушных линий,
несмотря на то, что, согласно законодательству Украины, такая функция не входит
в юрисдикцию министерства. Решение апелляционной комиссии, принятое на
основании аргументов только одной из заинтересованных сторон, свидетельствует о
непрозрачности работы данной комиссии и лоббировании чиновниками Министерства
инфраструктуры интересов отдельных игроков авиационного рынка.
Таким образом, авиакомпания
МАУ считает, что решение комиссии Министерства экономического развития и
торговли Украины об удовлетворении апелляции Министерства инфраструктуры Украины
является неправомерным. В авиационной
отрасли, основной задачей которой является обеспечение безопасности полетов и
пассажиров, нарушения и конфликты нормативно-правовых документов либо дублирование
функций органов исполнительной власти категорически недопустимы.
Согласно Воздушному кодексу Украины (ст. 94, п. 4, ст. 11),
порядок предоставления и аннулирования прав на эксплуатацию воздушных линий определяется
авиационными правилами Украины, устанавливаемыми уполномоченным органом
гражданской авиации, каковым является Государственная авиационная служба
Украины. В компетенцию же Министерства инфраструктуры Украины входит принятие
нормативно-правовых актов, направленных на формирование государственной
политики в сфере гражданской авиации за исключением авиационных правил Украины.
Авиакомпания МАУ уверена, что неукоснительное соблюдение
норм законодательства и четкое размежевание регуляторных функций в области
гражданской авиации не может быть объектом коммерческой заинтересованности отдельных
авиакомпаний, а является необходимым условием обеспечения нормальной
жизнедеятельности транспортной инфраструктуры Украины в целом и авиационной
отрасли в частности. Наличие правовых конфликтов в этой области может иметь
серьезные негативные последствия.
Авиакомпания
МАУ убеждена, что манипулирование нормами действующего законодательства в
пользу отдельных коммерческих структур и лоббирование их интересов
государственными чиновниками должно стать предметом особого внимания со стороны
тех институтов, которые призваны реализовывать нормы недавно принятого Закона
Украины «О люстрации».
Авиакомпания «Международные
Авиалинии Украины»