Новость о том, что шведские военные эксперты договорились с руководством "Укроборонпрома" о совместном производстве вооружений и разработке новых оборонных технологий, вызвала понятный скепсис. В самом деле, сколько можно обещать: помощи Запада все равно не видно. Да и, положа руку на сердце, пока не будет внутренних изменений в системе обороны страны, никакое западное оружие нам не поможет.
Однако скромное сообщение пресс-службы "Укроборонпрома" несет много скрытых значений. Прежде всего речь о том, что Швеция на высшем политическом уровне приняла решение об оборонном и оборонно-промышленном сотрудничестве с Украиной. Королевство служит своеобразным мировым эталоном в сфере экспорта вооружений и военных технологий, и потому решение Стокгольма - ориентир для других стран Запада. Оборонное сближение Швеции с Украиной можно трактовать как знак качества, который говорит: с Украиной можно работать; политических или моральных препятствий для оборонного экспорта нет; критичной коррупции не выявлено либо политическая целесообразность позволяет с ней мириться. Между тем именно наша коррумпированная бюрократия всегда была главной причиной неудач западных оборонно-промышленных фирм.
Оккупация Крыма и переосмысление военно-морской доктрины открывают новые "окна возможностей" для украинско-шведской кооперации
Несмотря на кажущуюся пропасть между шведскими и украинскими производителями вооружений, ряд потенциальных проектов уже давно находится в повестке дня. Одним из наиболее интересных направлений может стать создание авиационных систем дальнего радиолокационного обнаружения для ВСУ. В условиях военного конфликта с Россией и, очевидно, предстоящего длительного периода "холодной войны", обладание современными системами ДРЛО является критически важным для Украины. Шведская SAAB и другие партнерские организации могут предложить Украине свой проект комплекса ДРЛО EriEye, который можно адаптировать к нашим авиационным платформам - самолетам Ан-140, Ан-74 или Ан-178.
Еще одно перспективное направление - оборонные коммуникации. Тот же SAAB ведет передовые разработки по созданию сетевой системы управления и связи для шведских вооруженных сил. Ericsson может предложить Украине системы тактической связи и управления объединенными операциями, а также средства защиты сухопутных границ и береговые системы обнаружения. Шведы также могут помочь Украине усовершенствовать высокоточные средства поражения. Так, SAAB Bofors Dynamics может выступить партнером украинских КБ и заводов в создании противотанковых управляемых ракет.
Кроме уже обсуждаемых проектов по участию шведских компаний в создании корвета проекта 58250 для ВМС Украины, актуален опыт создания более подходящих для нынешних условий кораблей охраны прибрежной зоны - например, корвета Visby.
Ну и, конечно, следует держать в уме главный козырь Швеции - многоцелевые истребители Gripen. Разумеется, нам сейчас не до замены парка боевой авиации. Но уже через пять-семь лет такая необходимость появится. И если раньше шведские самолеты, как и другие западные образцы, рассматривались Минобороны Украины лишь как фон для фаворитов - российских Су или МиГ, то сейчас уже можно с полной уверенностью сказать, что российские самолеты Украина покупать не будет. А вот шансы Gripen возрастают. Во-первых, этот самолет разрабатывался с требованием оптимальности и низкой стоимости обслуживания. Во-вторых, Швеция предлагает не просто самолеты, а целый комплекс услуг - от подготовки пилотов и технических специалистов до создания инфраструктуры, постоянного обслуживания и модернизации самолетов. И в-третьих, Gripen уже используется ВВС Чехии и Венгрии, а также изучается Словакией в качестве замены для российских МиГ-29. Если Gripen приобретет еще и Украина, сформируется своеобразный региональный "кластер". Впрочем, велик риск, что главные проблемы украинско-шведского оборонного сотрудничества будут скрываться не в дефиците перспективных идей и проектов, а в тех же коррупционных схемах, законсервированных в отечественном ОПК.
"Сушка" на троих
От российского оружия отказываются даже самые близкие ее союзники. София решила, что до 2020 г. ее ВВС откажутся от всех российских боевых самолетов. В том числе от 15 истребителей МиГ-29, шести МиГ-21 и 14 штурмовиков Су-25. Министр обороны Велизар Шаламанов объяснил это решение стремлением Болгарии стать независимой от России в военной сфере.
Для Украины такое решение может оказаться очень полезным. Штурмовики Су-25 зарекомендовали себя с наилучшей стороны в ходе украинско-российского конфликта. Приобретение в ближайшее время такого количества этих машин здорово усилило бы возможности украинских Воздушных сил. К слову, во времена СССР Су-25 выпускались не в России, а в Грузии. Поэтому возможен вариант проведения модернизации болгарских штурмовиков на Тбилисском авиационном заводе с последующей передачей их Украине. В результате выиграют и Украина, и Болгария, и Грузия.