Надо осознать, кто погиб в катастрофе Dassault Falcon 50 во "Внуково". Кроме троих членов экипажа в этом небольшом самолете находился один из самых известных и выдающихся топ-менеджеров мира - Кристоф де Маржери. Он возглавлял одну из крупнейших в мире нефтяных компаний – французскую Total.
Маржери был любимцем судьбы. Он из семьи виноделов, но пошел в энергетическую сферу. Шутил, что выбрал компанию, которая была ближе к дому. Он пришел в Total сразу после колледжа. Возглавил ее семь лет назад, а в общей сложности проработал там порядка 40 лет.
В Москву Маржери прилетел к Дмитрию Медведеву на очень важное совещание относительно перспектив сотрудничества между РФ и Total. Француз был одним из последовательных друзей, сторонников и даже лоббистов Российской Федерации. Он бесконечно предлагал отменить санкции в отношении России и уговаривал президента Олланда все-таки передать ей авианосцы "Мистраль". И вот такая глупая смерть.
До сих пор совершенно непонятно, что произошло. Конечно, сам факт ясен – маленький частный Dassault Falcon 50 бизнес-авиации при взлете зацепил крылом снегоуборочную машину аэропорта. У самолета загорелся двигатель, пилот пытался развернуть его, но не получилось. После падения самолет тут же загорелся. А поскольку это крохотное судно, то, если можно так сказать, "дистанции жизни" у него практически не было. Хотя спасательные службы приехали мгновенно, им осталось только констатировать смерть и пассажира, и членов экипажа.
По одной из версий, водитель снегоуборочной машины - Владимир Мартыненков - был пьян. Но адвокат Мартыненкова говорит, что у его подзащитного, который сейчас находится в тяжелом состоянии в больнице, больное сердце, и он вообще не употреблял алкоголь.
Однако само по себе столкновение легкомоторного самолета со снегоуборочной машиной в одном из известнейших международных аэропортов – вещь совершенно невероятная. Российская сторона, представители Следственного комитета, уже назвали катастрофу невероятным раздолбайством.
И действительно, тут есть своя специфика. Дело в том, что маленький самолет бизнес-авиации стартует не со специальной полосы, а с общей, на которую садятся и огромные судна. Но чтобы подняться в воздух, ему нужна очень короткая полоса, и взлетает такой крохотный самолет на относительно небольшой скорости. Кроме того, взлет Dassault Falcon 50 топ-менеджера Total происходил при нормальной погоде с великолепной видимостью. И вот, такой финал.
Конечно, катастрофа во "Внуково" активно комментируется. И не только с точки зрения авиационной безопасности – что и при взлете, и при посадке возможно все, ведь это, как мы знаем, самое сложное в авиации. Комментируется и другое – вот это раздолбайство, как весьма точно названа произошедшая трагедия, и в связи с этим те порядки, которые существуют в России.
Комментарии сводятся к следующему – Владимир Путин тратит 50 млрд долл. на, предположим, Олимпиаду в Сочи, отнимает Крым, в который теперь нужно будет вкладывать приблизительно в три раза большую сумму, устраивает в Донбассе независимое государство, помогая и живой силой, и техникой, в своих попытках собрать великую империю. Но в империи, как пишут обозреватели, как минимум должна быть безаварийная авиация. Однако, как видим, трагедии происходят даже на ровном месте.
Безусловно, расследование будет под пристальным вниманием не только правоохранительных органов, но, видимо, и лично Владимира Путина. Смерть Маржери - двойное огорчение для него. В лице топ-менеджера Total он потерял одного из, может быть, самых преданных лоббистов Российской Федерации и себя лично. Что в непростой ситуации с санкциями, под давлением которых сейчас находится Россия, для Путина не последнее дело.
Кроме того, очень важно, кто станет преемником Маржери. Во Франции уже называют возможных кандидатов. Например, газета Le Monde приводит два имени - Филиппа Буассо, генерального директора отдела маркетинга, и Патрика Пуянне - главы отдела нефтепереработки и нефтехимии. И большой вопрос для Владимира Путина, будет ли новый глава Total таким же ходоком к президенту Олланду и таким же приверженным дружбе с Россией, как погибший сторонник Путина. Или, может, это уже новое поколение менеджеров, которые помоложе – напомню, что погибшему Маржери было 63 года, а это значительный возраст для менеджеров.
Трудно сказать, кто в итоге сядет за эту катастрофу во "Внуково". Обычно граждане ждут наказания за такое, наказания ждет и французская сторона. Поскольку здесь понятно, что произошедшее – вина российской стороны, самолет был полностью исправен. Так что кого-то накажут.
Но тот разрыв, который ощущается в этой трагедии – между гигантскими планами Владимира Путина по созданию великого государства и самыми простыми проблемами, которыми страдают абсолютно все сферы внутренней жизни России - очевиден. И одно другого не заменит.