Низкий полет
В самой «Мотор Сичи» пообещали прокомментировать финансовые результаты позже. Эксперты указывают, что завод сократил прибыль за счет неких затрат в 1,03 млрд грн, в которых отображается себестоимость реализации инвестиций и необоротных активов, а также убытка от их уценки, в том числе из‑за курсовой разницы. Скорее всего, компания потеряла эти средства на операциях с ценными бумагами, считает старший аналитик инвестгруппы «АРТ Капитал» Алексей Андрейченко. В III квартале 2014 г. «Мотор Сич» снизила выручку в долларовом эквиваленте на 20 % по сравнению с июлем-сентябрем 2013 г. — до $ 204 млн, подчеркнул он.
Генконструктор ГП «Антонов» Дмитрий Кива, комментируя «Капиталу» положение дел предприятия-партнера, предположил, что на доходы «Мотор Сичи» повлияло осложнение торговых отношений с Россией, в частности, запрет поставок продукции для Минобороны РФ. Слабые результаты работы запорожского предприятия могут объясняться и тем, что для сохранения своих позиций на российском рынке оно пошло на снижение стоимости продукции, полагает глава аналитического департамента инвесткомпании Eavex Capital Дмитрий Чурин. По мнению специалистов, свою роль сыграло и сокращение поставок двигателей для Ан-140. Кроме того, в августе сообщалось, что российские авиастроители срывают сроки поставки Ан-148 из‑за недопоставок украинским заводом двигателей Д-436‑14. «Поставки двигателей могли задерживаться, так как лопатки для них производятся в охваченном боевыми действиями Снежном», — объясняет Андрейченко.
Тающая выгода
Чурин полагает, что «Мотор Сич» сможет сохранить свое присутствие в России, которая пока не в состоянии самостоятельно покрывать потребности в продукции предприятия. Впрочем, добавляет он, если вмешается политика и украинскому заводу запретят поставки в РФ, выручка может упасть вдвое (за 9 месяцев 2014 г. доход компании составил 7,2 млрд грн).
В следующем году тенденция падения выручки, вероятно, сохранится, считает Андрейченко, указывая на то, что Россия будет уделять меньше внимания программам производства Ан-140 и Ан-148 на фоне разногласий Киева и Москвы. Также снизятся поставки компонентов украинского предприятия для вертолетных двигателей, так как Россия задекларировала двукратное увеличение выпуска двигателей для армии, изготовленных только из российских комплектующих. Аналитик предполагает, что падение в России может быть частично покрыто поставками вертолетов для ВСУ и Нацгвардии.14 октября «Мотор Сич» получила госзаказ на поставку 13 вертолетов. По оценкам экспертов, сумма контракта могла составить около $ 70 млн. Сотрудничество с государством может быть продолжено. Недавно посетив завод, президент Петр Порошенко подтвердил, что государство будет оказывать поддержку отечественному производителю, а также помогать ему выходить на мировые рынки. Улучшить ситуацию могут также заказы двигателей Китаем для учебно-боевых самолетов L-15, говорит Андрейченко. В «Мотор Сичи» ранее заявляли о планах поставлять в КНР по 40 двигателей в год.
«Мотор Сич» уже давно могла бы завоевывать рынок Европы, но до сих пор не получила европейские сертификаты, указывает Кива. Это не дает возможности и «Антонову» продавать на этих рынках самолеты, так как их не сертифицируют отдельно от двигателей. Финрезультаты «Мотор Сичи» разочаровали и инвесторов. В минувшую пятницу стоимость акций компании упала на 0,5 % при общем росте индекса Украинской биржи на 0,8 %.
Андрей Леденев