25 ноября 2014 года в Киеве состоялась пресс-конференция представителей авиационного рынка Украины, объединяющихся в Ассоциацию авиационных предприятий Украины для защиты интересов рынка в целом, защиты интересов государства и общества.
Сегодня отрасль авиационного транспорта выводится из-под государственного управления. Вертикаль принятия государственных решений, влияющих на рынок авиаперевозок, подчинена интересам одной финансово-промышленной группы. Это утверждение подтверждают последние нормативные акты, в частности зарегистрированный Министерством юстиции Украины 13 ноября 2014; Приказ Государственной авиационной службы Украины от 24.10.2014 № 686 Об утверждении Авиационных правил Украины «Порядок предоставления и аннулирования прав на эксплуатацию воздушных линий».
Эксперты рынка сходятся во мнении о том, что данный порядок составлен в интересах одной авиакомпании.
В частности, положения Порядка сформулированы таким образом, что ни одна из авиакомпаний не сможет претендовать на получение прав на эксплуатацию воздушных линий, если ее заявке будет конкурировать заявка Международных авиалиний Украины. Ведь согласно с Порядком при принятии решения о предоставлении прав на эксплуатацию будут учитываться только количество самолетов, платежей в бюджет, другие количественные, а не качественные параметры. В результате - одна авиакомпания, которая является крупнейшей по всем количественным показателям, будет иметь инструмент для блокировки доступа любой другой авиакомпании на рынок воздушных перевозок. Такой подход не учитывает различных бизнес-моделей авиаперевозчиков, основывается не на эффективности, а лишь на размере авиаперевозчика.
Кроме того, Порядок исключает участие иностранного капитала в авиационной отрасли. В соответствии с п. 2.2 Порядка право на эксплуатацию воздушных линий предоставляется только тем авиаперевозчикам, которыми преимущественно владеют, или фактически контролируют граждане Украины или государство Украина. Авиакомпаниям Wizzair, UTair, AtlasJet и другим авиакомпаниям с иностранным капиталом придется перерегистрироваться или зарегистрировать корпоративные права на «номинального владельца - гражданина Украины».
Сам факт расширения полномочий Государственной Авиационной службы Украины и предоставление этому органу власти полномочий по предоставлению и аннулированию прав на эксплуатацию воздушных линий противоречит, как существующим законам, в частности Авиационному кодексу Украины, так и общепринятой мировой практике. ; факт того, что бывший топ-менеджер МАУ Денис Антонюк, сегодня является главой Госавиаслужбы и принимаемые под его руководством нормативные акты, составленные в интересах одного игрока, говорят о заангажированности данного органа власти.
Компании, работающие в сфере авиационных перевозок Украины, считают необходимым отменить п.34 и п.76 Постановления КМУ № 520 от 8.10.14 «Про утверждение Положения про государственную авиационную службу Украины», отменить Приказ главы Госавиаслужбы Украины №686 от 24.10.14 «Об утверждении Авиационных правил Украины «Порядок предоставления и аннулирования прав на эксплуатацию воздушных линий».
Действие этих нормативных актов приведет к полной монополизации рынка.Во время, когда Украина остро нуждается в иностранных инвестициях, когда первые лица государства заявляют на международном уровне о необходимости поддержки иностранных инвесторов в Украине, принимаются откровенно антигосударственные решения судов и нормативные акты, вытесняющие иностранных инвесторов с украинского рынка.
«Сегодня устанавливается монополия, как в небе, так и на земле. Не только авиационные компании, но и компании, предоставляющие сопутствующие услуги по обслуживанию самолетов и поставкам топлива, вытесняются с рынка методами административного давления. Монополия не только препятствует развитию отрасли, но и снижает уровень безопасности полетов. Все годы независимости украинская авиация в лице большого числа авиакомпаний, государственных служащих, первых лиц государства стремилась завоевать для страны первую категорию безопасности полетов, что означает возможность осуществления полетов в США. Однако события, происходящие на авиарынке, возвращают нас на несколько десятилетий назад. Иностранные компании уже рассматривают варианты ухода с украинского рынка. А это означает зависимость цены билетов, качества перелетов и доступности перелетов от одной компании. Что является недопустимым», - отметил генеральный директор «Атласджет Украина» Сергей Подгородецкий.
Напоминаем, в апреле 2014 года авиакомпания «Атласджет Украина» завершила процесс регистрации и получения сертификата эксплуатанта (лицензии) с правом выполнения коммерческих пассажирских и грузовых перевозок на внутренних и международных рейсах. Как сообщалось ранее, наша компания планировала начать перелеты по Украине и ряду международных направлений 15 сентября этого года.
Однако, в силу происходящего на авиарынке беззакония, иностранный инвестор лишен возможности инвестировать в авиарынок и предоставлять высококачественные услуги по разумным ценам.СПРАВКА:
Atlasjet Airlines была создана 14 марта 2001 года, получила лицензию на выполнение регулярных авиационных рейсов на внутренних и международных маршрутах, включая пассажирские и чартерные перевозки, а также грузовые перевозки. Первый полет был осуществлен 1 июня 2001.
Atlasjet Airlines быстро стала членом IATA и увеличила количество своих рейсов на 80% в очень короткий период времени. Открыв компанию с парком в два самолета, Atlasjet сегодня увеличила свой флот до 22 самолетов.
Atlasjet выполняет регулярные внутренние рейсы в Адану, Анталию, Бодрум, Даламан, Газиантеп, Стамбул, Измир, а также международные рейсы в Эрбиль, Северный Кипр, Кувейт, Лондон, Миконос, Сулейманию, Тегеран, Тбилиси, Нижнекамск.
Atlasjet также создала AFA - Атлантическую летную академию - для обеспечения наиважнейших потребностей в быстрорастущем секторе авиации профессиональными пилотами и бортпроводниками.
Кроме того, ATS Team, ранее известная, как Atlasjet Technic, предоставляет услуги по техническому обслуживанию самолетов различных международных авиакомпаний, включая Atlasjet. В этой компании работает более 480 сотрудников, включая опытных и сертифицированных инженеров и техников.