Среди обширнейшей повестки дня шестой сессии Донецкого горсовета под номером 15 скромно и неприметно значился и такой, как «О даче согласия на принятие в коммунальную собственность громады города Коммунального предприятия (КП) «Авиакомпания „Донбассаэро“, находящегося в управлении Донецкого облсовета»
Голосование по нему, как и следовало ожидать, прошло гладенько, без единого сучка и задоринки, не вызвав ни у кого из депутатов и тени сомнения в верности решения. Впрочем, если бы на сессию горсовета смог попасть Петр Иванович Гармаш, председатель Профсоюза авиаработников компании «Донбассаэро», и выйти к микрофону в зале, то, ещё бабушка надвое сказала, состоялась бы у «Донбассаэро» смена собственника.
Обычно, если в сессионном зале возникают хоть какие-то противоречия, мэр Донецка сразу же откладывает вопрос, как «не проработанный». А Гармашу, по его словам, только и нужно было, чтобы вопрос о передачи был отложен до проведения детальных переговоров, как с областным, так и городским руководством. И цели его вполне объяснимы — перед сменой собственника он, как профсоюзный лидер, хотел заручиться гарантиями, что трудовой коллектив не пострадает: рабочие места сокращены не будут, а уровень зарплаты не снизится.
Но, раз так гнали лошадей, значит, это кому-то было нужно. 8 ноября состоялась в этом КП конференция трудового коллектива, одобрившая переход своего предприятия под юрисдикцию Донецкого горсовета, а 10 ноября сессия уже узаконила смену балансодержателя. Вот так оперативность: если б все проблемы громады решались бы с такой скоростью!!! Естественно, что при таком цейтноте, этот вопрос в комиссиях, как положено, не рассматривался! А депкорпус, скорее всего, понятия не имеет, за что проголосовал.
Убытки или доходы: какая разница
Между тем, на упомянутой уже конференции трудового коллектива устами гендиректора КП Анатолия Гречко и зама председателя облсовета Игоря Коваля была описана весьма печальная картина финансового краха, в котором в данный момент пребывает «Донбассаэро».
Только за первое полугодие этого года компания умудрилась напроизводить убытков в сумме превышающей 19 млн. грн.! Но это ещё не все: сумма банковских кредитов, а также процентов по их обслуживанию перевалила за 60 млн. грн. На конференции так и прозвучало: «уже никакой банк не желает идти навстречу руководству КП и выдавать новые кредиты».
Перед коллективом замаячила безрадостная перспектива глобального сокращения кадров — аж на четверть от общего состава. Словом, доруководились, что называется, до ручки. Однако, сам Гречко в отставку не подает: он, с подачи куратора «Донбассаэро» от облсовета Коваля, отыскал иной путь «оптимизации управления предприятием».
Именно как спасительную соломинку для сохранения предприятия подавали эти двое идею о передачи КП в муниципальную собственность. Мол, горсовет может и кредиты взять на более выгодных условиях, всего под 7%. И вообще, в отличие от облсовета имеет куда более широкие полномочия, предоставленные ему Бюджетным Кодексом (БК). Особенно, по части привлечения иностранных инвестиций или выпуска облигаций внутреннего займа.
Короче, трудовой коллектив всячески убеждали в том, будто кто-то другой с радостью взвалит на себя дополнительную головную боль в виде его проблем. Как ни странно, большая часть делегатов в это поверили, хотя накануне имели совсем противоположную точку зрения.
С конца августа, когда во все профкомы КП поступила информация о предполагаемом сокращении штатов, а затем началась чехарда с взаимоисключающими приказами начальства, в коллективе формировалось мнение о планомерном уничтожении предприятия. Путем хорошо известного, широко отработанного способа — через искусственное банкротство.
Допустим, что на конференции краски действительно сгустили, чтобы сотрудники были покладистее. Вот ведь в своем письме к городскому голове от 27 октября председатель облсовета Анатолий Близнюк о плачевном состоянии «Донбассаэро» говорит как-то вскользь. Разве что упоминает о том, что «парк воздушных судов устарел физически и морально» и, «если их не заменить на лайнеры западного производства, то авиакомпания может безвозвратно утратить свое положение на рынке авиаперевозок Украины».
Зато начало письма вообще повествует в лучших образчиках бравады, как замечательно «Донбассаэро» работало в 2005 году. Компания «входит в тройку ведущих авиакомпаний страны по количеству перевезенных пассажиров и занимает четвертое место по пассажирообороту»: в прошлом году перевезено 420 тыс. пассажиров, прирост по сравнению с 2004 г. составил 31%«.
Впрочем, и сам Гармаш удивляется: с 1июля на предприятии повысили зарплату. А спустя два месяца, вдруг, как гром среди ясного неба, объявляется, что оно — в долгах, как в шелках. Где тут логика, и в чем — правда?
А она, как водится, где-то по середине. Для «покупателя» — это КП сродни «коровы, которая нужна самому», а для «продавца», трудового коллектива и всех остальных, любопытных граждан, «Донбассаэро» — это нищий, стоящий на паперти с протянутой рукой. Неужто, в такой полярности оценок «виноват» всего лишь закон торговли? Не вуалируются ли в тумане преобразований другие цели или истинные перспективы, уготованные для этого предприятия?
Немного истории
Не зря ж говорится, чтоб увидеть будущее, оборотись в прошлое. Когда-то донецкий аэропорт и «приквартированное» к нему авиапредприятие составляли единое целое — «Донецкую государственную авиакомпанию «Донбасс-Восточные авиалинии Украины». Весной 2003 года Донецкий облсовет учреждает КП «Авиакомпания «Донбассаэро» со смешным уставным фондом, не превышающим 10 тыс. грн. Летом того же года региональное отделение Фонда госимущества заключает с данным коммунальным предприятием договор аренды и отдает ему в управление целостный имущественный комплекс, исключив здание аэропорта и взлетно-посадочное поле госавиакомпании.
Несмотря на эти исключения, стоимость арендованного имущества все равно впечатляла и насчитывала, по оценкам разных специалистов, от 90 до 110 млн. грн. Вопрос за засыпку: имело ли возможность маленькое КП оплачивать дорогостоящую аренду? Наверняка, её никто и не собирался платить.
«Расчленение по живому» болезненно сказалось на предприятии: самые лучшие профессионалы потянулись к выходу. Профсоюз авиаработников сопротивлялся, как мог. Тогдашний председатель облсовета Борис Колесников собирал у себя все летное руководство на затяжные, «разъяснительные» беседы, в которых для убеждения использовались, как пряники, так и кнуты. А к осени уже и номинальный собственник имущества, сданного в аренду, окончательно определился: Минтранс издал приказ № 700 «О ликвидации Донецкой госавиакомпании „Донбасс-Восточные авиалинии Украины“, усмотрев, по-видимому, в её нынешнем, арендном статусе „уважительную“ причину для отчуждения!
Примерно так у нас многие стали владельцами бывшей госсобственности. Единственное, что успел сделать Гармаш в процессе весьма стремительной приватизации — это взять лично с министра Кирпы гарантии, что коллектив предприятия сохранит все рабочие места и зарплату.
Как водится, вдохновленный новый владелец обещал в начале золотые горы, то бишь, десятки миллионов инвестиций. Но, видимо, что-то не сложилось: коллективу пришлось продолжить собственный поиск ресурсов для выживания.
Правда, самолеты западного производства, о которых упомянул в письме нынешний предоблсовета, в летном парке действительно появились. Престижные „аэробусы“ или, по-другому, лайнеры, А-320, изготовленные Евросоюзом: один — на 156, второй — на 182 посадочных места. Однако, они не куплены для Донбассаэро», как обещалось новым собственником, а взяты компанией в 2005 году в аренду. Очень, кстати, не дешевую: только один самолет в месяц «тянет» на порядка 200 тыс. «зеленых». Правда, если самолеты не летают полупустыми, а заполняются под завязку, то аренда себя оправдывает.
Но зачастую, вопреки сильно возросшему после выборов пассажиропотоку на направлении «Донецк-Киев» (к слову, заказывающему только, А-320 и не желающему кататься в столицу на стареньком ЯКе), бывает совсем по-другому. Поэтому главной сегодняшней мечтой руководства авиакомпании является замена «аэробусов» на аналогичный по параметрам, но не такой «крутой» по стоимости, лайнер бразильского производства. Его эксплуатация стала бы более рентабельной.
Да и вообще, почему пополнение парка «иностранцами» оказалось предметом заботы исключительно самого трудового коллектива? А облсовет остался к этой проблеме, в целом, безучастным? Рисовалось радужное будущее, а получилось, как всегда? Дорогостоящее переобучение персонала, его обязательная аттестация заставили авиапредприятие залезть в кредиты, приведшие его, в конце концов, в долговую яму.
Звездный час настал?
Впрочем, власть в стране, как известно, поменялась. И донецкое руководство, по-видимому, чувствует в себе силы потеснить на рынке летных услуг всесильный «Аэросвiт», присвоивший себе незаконно, благодаря покровительству Кучмы, монополию на международные авиаперевозки.
Теперь все должно быть иначе: никто не помешает донецким самолетам бороздить мировое воздушное пространство. А для этого и наш аэропорт должен стать не хуже любого западноевропейского. Да и новую взлетную полосу тоже надо построить. На это дело в госбюджете-2007 запланировано 140 млн. грн., которые субвенцией поступят в областной бюджет.
Областные аналитики с передачей «Донбассаэро» в муниципальную собственность связывают, помимо прочих, ещё и надежды на то, что «вопрос о господдержке двух разных местных бюджетов области имеет больше перспектив: облсовет получает субвенцию на взлетно-посадочную полосу, а бюджет Донецка — на поддержку и развитие авиаперевозок».
Другими словами, «подоим» госбюджет двумя руками, а когда доведем «обанкроченную» коммунальную собственность до нужной кондиции, то спокойненько ещё раз её реорганизуем, то бишь, преобразуем теперь уж в частную собственность. Тем более, что Закон Украины «О местном самоуправлении», статьей № 26 в вопросах реорганизации предприятий муниципальной собственности предоставляет городским властям настолько широкие полномочия, что даже согласия трудового коллектива (а заодно и строптивых профсоюзов) не требуется.
Вот в этом-то и сокрыта, по убеждению Гармаша, истинная причина манипуляций с «безобидной», для простых смертных, сменой балансодержателя «Донбассаэро»: вот-вот его истинный хозяин легализуется, и присвоение «лакомого кусочка» от народного добра, наконец, завершится! Ну, нет, безусловно, это случится не завтра: в течение следующего года государство на пару с муниципалитетом ещё вложат пару сотен миллионов, собранных со всех нас, чтобы этот «кусочек» стал ещё слаже и увесистее!
Екатерина ФУРМАНЮК
Источник: news.dn.ua