Топливный скандал вскрыл сразу несколько фундаментальных проблем отечественного авиарынка, которые ранее для общественности не афишировались. Так, выяснилось, что авиационный сегмент топливного рынка де-факто монополизирован одним производителем. По данным экспертов, сегодня на мощностях Кременчугского НПЗ производится около 75% всех объемов авиатоплива, вырабатываемого в стране. Оставшуюся нишу занимает продукция Лисичанского НПЗ, реализуемая «ТНК-Авиа». До 2005 года наращивал свое присутствие на рынке и Одесский НПЗ «Лукойл». Однако после того как в 2005 году завод остановился на реконструкцию, «ЛУК-Авиа Ойл» из-за проблем с импортом керосина из России также стал контрагентом Кременчугского НПЗ. Что касается трейдеров, то основную часть рынка контролирует ЗАО «Совместное украинско-голландское предприятие «Кребо» (Кременчуг), созданное в 1994 году ЗАО «Укртатнафта», международным аэропортом «Борисполь» и Movida intl holdings and finance bv, которому сейчас принадлежит 78% акций этого предприятия.
Рыночных предпосылок для взвинчивания цен на реактивное топливо в течение последних двух месяцев и, правда, не было. Ответственность за подорожание с себя снимают все участники конфликта. В качестве главного «виноватого» для общественности выставляется ЗАО «Укргаз-Энерго», которое в октябре приобрело 250 тыс. т нефти у ОАО «Роснефть и ОАО «Сургутнефтегаз» для переработки в Кременчуге и реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке Украины. Кроме того, в начале ноября компания приобрела 97,8 тыс. т нефти украинской добычи — 40,2% всего реализованного на торгах объема. Таким образом, эта компания стала не только одним из основных поставщиков на Кременчугский НПЗ, но и одним из крупнейших игроков на рынке авиатоплива. Не исключено, что «Укргаз-Энерго», закупив в России нефть по завышенным ценам, теперь просто-напросто хочет «отбить» затраты. В то же время выглядит несколько необычным и солидарность с такой позицией других поставщиков сырья на Кременчугский НПЗ, решивших повысить цены на данный вид топлива. Это лишь косвенно подтверждает версию о том, что «Укргаз-Энерго» и татарские поставщики нефти, используя доминирующее положение Кременчугского НПЗ на столь обособленном рынке, в преддверии заключения новых годовых контрактов решили показать авиаперевозчикам, кто в доме хозяин.
Как рассказал «k:» пресс-секретарь авиакомпании «АэроСвит» Сергей Куцый, в договорах авиакомпаний с заправщиками, как правило, предусматриваются не фиксированные цены на авиатопливо, а прозрачные, общепринятые в мировой практике формулы расчета цены на топливо. В их основе — жесткая привязка к европейским биржевым котировкам авиатоплива за месяц, предшествующий поставкам. Например, в договоре «АэроСвита» с «Кребо» — это котировки на топливо на Роттердамской бирже. Кроме усредненных месячных биржевых котировок, в формулу вводятся такие «переменные» величины, как курс доллара, изменения ставок акцизного сбора и НДМ с момента подписания договора (конец прошлого года). Все параметры формул из расчета стоимости топлива на декабрь, по сравнению с ноябрьской ценой остались почти неизменны. Наблюдалась легкая тенденция к понижению.
Для сравнения: средняя котировка FOB на Роттердамской бирже — $652, а в аэропортах Украины — $756. Сейчас удельный вес стоимости топлива в операционных расходах крупнейших авиаперевозчиков составляет около 30%. «Если исходить из того, что стоимость тонны керосина в «Борисполе» повысится на $150, то цена одного «кресла» на внутренних линиях подорожает на 25–50 грн. На международных рейсах в зависимости от маршрута, дальности полета и ряда других факторов повышение в расчете на одного пассажира может составить $10 и выше (до $60–70 на дальнемагистральных рейсах)», — говорит председатель совета директоров компании «Авиахендлинг» Роман Челноков. Авиакомпании не исключают, что для минимизации потерь от нынешнего повышения они усилят работы по так называемому танкерингу — экономии за счет заправки самолетов в тех аэропортах, где цены на авиакеросин ниже. Однако такая схема не позволит существенно уменьшить «топливные» расходы.
Вместе с тем конфликтная ситуация может быть использована для «либерализации» авиазаправочного рынка в целом и завершиться появлением еще одного игрока (как минимум в «Борисполе») в виде новой посреднической структуры, подконтрольной «нужным» людям. Судя по всему, именно эта компания может «завладеть» лучшими контрактами на этом рынке.
Фото: АР
Источник: http://comments.com.ua/?art=1164908817&freeopen=1