На руководящую должность в Мининфраструктуры попал голландский подданный с сомнительной репутацией. После революционных событий прошлой зимы, украинский политикум более полугода находился в состоянии стабильной турбулентности. Большие надежды возлагались на проведение внеочередных парламентских выборов, которые должны были очистить правящую верхушку от коррупционеров и «кнопкодавов». Украинцы хотели видеть новые лица, как в парламенте, так и в правительстве.
Выборы состоялись, новый состав Верховной Рады был избран, сформировали и новый Кабмин. Министерские портфели в нем впервые в истории получили иностранцы. Но смогут ли они справиться с главной проблемой украинской власти – коррупцией, и будут ли работать в интересах Украины, а не своих собственных? Эти вопросы пока остаются открытыми. К сожалению, некоторые назначения в министерствах и ведомствах второго Кабмина Яценюка уже вызывают серьезные вопросы. Так, высокую должность в Мининфраструктуры получил голландец Владимир Шульмейстер, экс-руководитель сети «Фокстрот», уволенный за финансовые махинации в особо крупных размерах.
От проектировщика турбин до гендиректора
Биография Шульмейстера, размещенная на сайте министерства, вмещается в несколько скупых строк: родился в Николаеве, на заре независимости окончил местный кораблестроительный институт по специальности “турбиностроение”. Затем переехал в Голландию, где продолжил обучение в университете технологий Delft. После выпуска некоторое время работал в исследовательском институте, но потом решил сменить сферу деятельности и устроился в Fortis Bank на должность менеджера отдела зерновых и масличных продуктов. В начале «нулевых» вернулся в Украину и предпринял попытку организовать свой бизнес, открыв консультационную компанию ComFi Solutions SA. Но самая интересная страница его биографии началась в ноябре 2005 года, когда Шульмейстер был назначен на должность финансового директора одной из крупнейших розничных сетей – «Фокстрот». Именно здесь молодой финансист с дипломом инженера начал играть «по-крупному» и проворачивать серые схемы, стоившие впоследствии его работодателям миллионов гривен.
«Отдел контрабанды» и знаковые знакомства
Для понимания масштабов махинаций стоит отметить, что на тот момент «Фокстрот» был крупнейшим розничным продавцом импортной бытовой техники и электроники в Украине. С более 300 магазинами по Украине и за рубежом и штатом в более 12 тыс. сотрудников, ежегодный оборот сети исчислялся миллиардами гривен. И именно контролировать эти колоссальные по объемам финансовые потоки, а также отвечать за платежи, в том числе и на таможне, и было поручено Шульмейтеру, как финансовому директору.
В «Фокстроте» Шульмейтер познакомился с нынешним министром аграрной политики Алексеем Павленко, занимавшим с 2006 года должность исполнительного директора компании и отвечавшим за инвестиции группы в Украине и Молдове. Знакомство это во многом определило дальнейший ход карьеры нынешнего замминистра инфраструктуры. Совместно с Павленко и при поддержке руководителя аффилированной с «Фокстротом» страховой компании «Добробут и Захист» Константина Ксенича, Шульмейстер взялся за активное распиливание средств ритейлера.
С этой целью был создан специальный отдел, курировавший вопросы «правильного» прохождения грузов через таможню. В компании этот отдел, за который непосредственно отвечал Шульмейстер, называли просто – отдел контрабанды. Были разработаны различные схемы по импорту серого товара в Украину и уклонению от уплаты таможенных пошлин. Важной частью теневых схем Шульмейтера и Павленко стала страховая компания «Добробут и Захист», через которую обналичивались и отмывались доходы от серого импорта. Затем деньги выводились через офшоры за границу, и использовались, в частности, для покупки недвижимости и в этом опыт проживания за рубежом Шульмейстеру здорово помог.
О тесной коррупционной спайке, сформировавшейся между Шульмейтером и Павленко, свидетельствует тот факт, что Павленко и Шульмейстер с треском вылетели из «Фокстрота» одновременно – в 2009 году. Такая кардинальная рокировка на руководящих должностях крупной фирмы обычно не происходит без веских на то причин, да и тем более в период, когда Украина уже миновала пик финансового кризиса. У инвесторов «Фокстрота» были все основания уволить Павленко и Шульмейстера, ведь недоимки по кассам за счет продажи товаров «налево» и махинации со страховками исчислялись миллионами гривен. Кроме подмоченной репутации крупнейшего ритейлера, Шульмейстер оставил после себя и шлейф непогашенных кредитов, которые легли дополнительным бременем на финансовое состояние группы.
Деньги «Фокстрота» Шульмейстер выводил и конвертировал через «Конверсбанк», основателем которого являлась еще одна незаурядная фигура — президент Национальной Федерации самбо Украины Алексей Савченко. До 2003 года Савченко работал в столичной милиции и дослужился до замначальника киевского УБОПа. Там же, к слову, в тот период времени работал и нынешний Генпрокурор Виталий Ярема. Уволившись из «органов» в 2003 году, Савченко ушел в бизнес, в 2004 году работал замглавы правления банка «Родовид» Юрия Иванющенка (также известного как Юра Енакиевский), а в 2006 году открыл собственный «Конверсбанк». Примечательным является и тот факт, что в киевском УБОПе вместе с Савченко и Яремой работал и экс-министр обороны Валерий Гелетей. По слухам, именно последний и лоббировал назначение Шульмейстера на высокую должность в Мининфраструктуры.
Туманное прошлое
После увольнения из «Фокстрота» пути Павленко и Шульмейстера на некоторое время разошлись. Павленко начал работать в инвесткомпании, после чего стал членом наблюдательного совета ГК «Житлобуд». Шульмейтер же после громкого скандала в 2009 и вплоть до назначения замминистра нигде официально не работал. Впрочем, здесь стоит упомянуть факт, о котором в своей биографии Шульмейстер умолчал. Из «Фокстрота» он ушел далеко не с пустыми руками, и успел помимо денег «отжать» аффилированную с ритейлером и упомянутую выше СК «Добробут и Захист». В Сети еще можно найти краткое информационное сообщение о том, что в декабре 2009 года Владимир Шульмейстер был назначен председателем Наблюдательного совета компании. Из заметки также следует, что «Шульмейстер представляет интересы кипрской компании Abarta Investments, являющейся акционером страховщика (62,46% акций)».
Следовавшие после «Фокстрота» 5 лет биографии Шульмейстера описываются аж одной строчкой: «2009-2014 — Партнер в различных проектах Private Equity». О проектах этих, как и о деталях биографии самого Шульмейстера, известно очень немного. Интересы Шульмейстера как инвестора распространяются на разные сферы экономики – от пищепереработки до альтернативной энергетики. В списке проектов, с которыми связывают его имя — диагностические клиники IQClinic, проектная компания «Энергомашпроект», завод «Градойл» (перешел к Kernel), а также некий стартап по поиску объектов для инвестиций в странах Восточной Европы. Об их успешности судить трудно. Но показательным является то, что под каждое из своих детищ Шульмейстер взял многомиллионные долларовые кредиты, которые оплачивать неоткуда. Кредитные лимиты проектов замминистра закрыты уже практически во всех крупнейших банках страны.
При этом сам новоиспеченный чиновник человек далеко не бедный. Согласно налоговой декларации, в 2013 году он даже получил больше дохода, чем глава министерства Андрей Пивоварский. За отчетный период, когда фактически Шульмейстер был безработным и по некоторым данным проживал в Словении, его доход составил 862,92 тыс. гривен. Члены его семьи доходов не получали. В собственности или аренде замминистра числятся два земельных участка общей площадью около 6 500 кв.м., жилой дом на 210 «квадратов» и квартира (91,8 кв. м.). На счетах в банках у Шульмейстера лежит около 3,5 млн грн.
«Не наступать на старые грабли»
Пути Павленко и Шульмейстера пересеклись уже в новом Кабмине, сформированном после внеочередных парламентских выборов. Павленко стал министром АПК, а Шульмейстер неожиданно очутился в Мининфраструктуры. При том человеку без профильного опыта доверили сразу несколько стратегических направлений. В министерстве он будет отвечать за морскую сферу, авиацию, “Укрпочту”, Укравтодор, и главное – решать имущественные вопросы и вопросы безопасности. Будут ли эти решения идти в разрез с интересами государства и в обход законодательства? И станет ли Мининфраструктуры для Шульмейстера вторым «Фокстротом» — аферой только в еще более крупных масштабах? Допустить этого точно нельзя, а значит его шефу Пивоварскому нужно будет очень пристально присматривать за своим «летучим голландцем».
Игорь Петровских