Объем пассажирских авиаперевозок в мире в 2014 г. вырос на 5,9% по сравнению с предыдущим годом. При этом темпы роста превысили средний показатель за десятилетие (5,6%), а также рост в 2013 г. по сравнению с 2012 г. (5,2%), говорится в декабрьском отчете Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA). Совокупные провозные мощности за год увеличились на 5,6%, коэффициент загрузки возрос на 0,2 п. п., до 79,9%.
"В целом спрос на пассажирские перевозки в 2014 г. оставался достаточно высоким. В истекшем году услугами авиатранспорта воспользовалось рекордное число пассажиров — 3,3 млрд чел., на 170 млн пасс. больше, чем в 2013 г.", — подытожил генеральный директор IATA Тони Тайлер.
Ассоциация отмечает, что рост объемов перевозок был повсеместным, но не равномерным: более половины его приходится на развивающиеся рынки, особенно в Азиатско-Тихоокеанском регионе и на Ближнем Востоке. Самые высокие темпы роста пассажиропотока показали ближневосточные авиакомпании, где они составили 12,6% — в основном за счет международных деловых путешественников. Провозные мощности в регионе выросли на 11,5%.
Между тем в целом по миру темпы роста международного пассажиропотока замедляются: в 2014 г. они составили 6,1%, что ниже среднегодового показателя за десять лет (6,3%). IATA отмечает, что повсеместное замедление роста международных перевозок обозначилось в августе прошлого года, и прогнозирует развитие этой тенденции в 2015 г. Провозные мощности на международных направлениях увеличились на 6,4%, коэффициент загрузки остался на уровне 2013 г. — 79,2%. Основным фактором, замедляющим рост международного пассажиропотока, IATA считает снижение индекса предпринимательской уверенности.
На внутренних направлениях пассажиропоток увеличился на 5,4%, провозные мощности — на 4,3%, коэффициент загрузки — на 0,7 п. п. (до 80,6%). "К концу года, когда международные пассажиропотоки стали ослабляться, тенденция роста объемов перевозок поддерживалась исключительно за счет местных воздушных линий", — отмечается в отчете IATA. Ключевым фактором этого роста стал внутренний китайский рынок, который вырос на 11% по сравнению с 2013 г. На втором месте — Россия (+9,8%), однако прогноз на 2015 г. неутешителен.
Северная Америка показала самый высокий коэффициент загрузки — 83,6%. Рост пассажиропотока в регионе составил 2,7%, что является нормой для развитого рынка. В Европе рост международных перевозок (5,7%) обеспечили в основном лоукост-перевозчики и авиакомпании, базирующиеся в Турции. "Хотя в Еврозоне вновь наблюдается откат экономических показателей — отчасти в результате российско-украинского кризиса — перевозчики в ряде стран, например в Турции, продолжают уверенно развиваться", — говорится в отчете IATA.
Самый низкий рост показал Африканский регион — 0,9%. При этом провозные мощности выросли опережающими темпами — на 3%. Это привело к снижению коэффициента загрузки до минимального по миру — 67,5%. Вопреки ожиданиям, IATA не обвиняет в этом лихорадку Эбола, поскольку ее удар обрушился на страны, доля которых в общем трафике региона традиционно очень низка. Ответственным за низкие показатели названо снижение цен на топливо, отразившееся на нефтезависимых экономиках таких стран, как Нигерия.
В целом замедление роста мировой экономики, особенно ярко проявляющееся в ряде регионов, а также снижение предпринимательской уверенности будет и дальше оказывать негативное влияние на динамику пассажиропотока. Положительным фактором является снижение цен на топливо, отмечают эксперты IATA.