Министерства взяли себе в помощь «международных» консультантов, которые согласились бесплатно поработать на благо Украины. Но бесплатное оказание услуг вызвало немало вопросов. Могут ли коммерческие компании работать без оплаты? Если отсутствует прозрачная прибыль, значит она присутствует в завуалированной форме или в форме скрытых договоренностей. А это уже явные признаки коррупции.
Бесплатный только сыр в мышеловке
К отбору новых руководителей стратегических предприятий, в частности «Укрзалізниці», «Укрпошти», аэропортов «Бориспіль» и «Львів», «Укрспирта» и других крупных объектов привлечены международные консалтинговые компании – Deloitte, Talent Advisors и EBS, сообщает сайт Кабинета министров. Они согласились бесплатно помочь Кабмину и министерствам с организацией конкурсов, формированием требований к кандидатам и отбором лучших из лучших.
В частности, в состав экспертной группы, решающей судьбы будущих руководителей-транспортников, по сообщению правительства, входят первый замминистра инфраструктуры Владимир Шульмейстер, заместители министра Владимир Омелян и Александр Кава, а также партнер Talent Advisors Роман Бондарь, партнер Deloitte в Украине Андрей Булах и партнер EBS Елена Вольская.
Надо сказать, предыдущие главы транспортного и сельскохозяйственного ведомств уже успели раскритиковать такую политику новых министров (назначенных, напомним, в декабре 2014 года). Поручение «консультантам» искать генеральных директоров госкомпаний на открытом конкурсе экс-министры указанных ведомств считают «неимоверной глупостью». И такое критическое мнение не лишено оснований.
Прежде всего пару слов о самих «международных» компаниях. Как оказалось, с присвоением этим консалтинговым компаниям статуса «международные» пресс-служба Кабмина явно поторопилась. Одна из компаний, EBS, по словам ее же партнера Елены Вольской, вовсе не является представительством международной компании EBS в Украине, это украинское общество с ограниченной ответственностью «Эмерджекс Бизнес Солюшнз». Совпадение аббревиатуры названия компании, видимо, и ввело в заблуждение чиновников. Еще более забавная ситуация с другим «международным» консультантом — Talent Advisors, который не имеет ничего общего с международной рекрутинговой компанией Talent; «международность» Talent Advisors, как указано на ее сайте, заключается в стратегическом партнерстве с неким московским офисом, хотя на сайте этого «московского офиса» — информации о таком «стратегическом партнере», как украинский Talent Advisors, нет.
Есть вопросы и в отношении самих представителей консалтинговых компаний в конкурсных комиссиях. И Роман Бондарь, и Андрей Булах, и Елена Вольская – выходцы из бизнес-среды, никогда ранее не занимавшие государственных должностей.
Так, Роман Бондарь отвечает в Talent Advisors за «развитие индустриальной, агропромышленной практики». А на предыдущем месте работы занимался поиском менеджеров для машиностроения, металлургии, энергетики, горнодобывающей, нефтегазовой и агропромышленной отраслей. Не сумев достичь успеха работая по специальности (финансист-бухгалтер), Роман переквалифицировался в «эксперта по кадрам». В свое время Talent Advisors и лично Роман Бондарь хорошо зарабатывали на пополнении кадрами ахметовской «Донбасской топливноэнергетической компании» (ДТЭК), о связи с которой после расстрела Евромайдана и последующих событий на востоке Украины Бондарь старается не упоминать.
Об Андрее Булахе из Deloitte известно, что он член Ассоциации присяжных сертифицированных бухгалтеров (FCCA). Имеет «многолетний опыт проведения аудиторских проектов для компаний аграрного и промышленного секторов, а также компаний телекоммуникационного и медийного бизнеса».
Эксперты могут лишь догадываться, за что именно Кабмин выбрал в «бесплатные» консультанты Deloitte. Эта аудиторская компания известна своими высокими расценками: так, в конце декабря 2014 года стало известно, что за бухгалтерский аудит государственной «Укрзалізниці», Deloitte получит более 15 млн грн. Видимо, возникли какие-то причины заплатить компании, хотя незадолго до скандального выбора аудитора «Укрзалізниці», представитель Deloitte Андрей Булах в своих интервью заявлял о готовности проводить аудит бесплатно: «Мы готовы содействовать действующим властям в ряде вопросов, связанных как с подготовкой законопроектов, так и проведением аудита ряда госструктур в условиях отсутствия финансирования». Теперь, по той же схеме, эту компанию и этого же менеджера пригласили для участия в «бесплатном» выборе руководителей госпредприятий. Во сколько обойдется государству такой конкурс остается только догадываться.
Елена Вольская преподносит себя как специалист по бухгалтерскому учету, международным финансам и ІТ-систематизации, хотя в Киевском университете им. Шевченко она получила совсем другую специальность — «иностранная филология». Дипломированным же бухгалтером FССА она стала позже. Ее компания ООО «ЕБС» в декабре 2014 года привлекалась министерством инфраструктуры с целью «оценки организационной эффективности самого министерства». Как происходил тогда выбор консультанта, оказывались ли эти услуги на платной основе или также бесплатно, не известно.
Вопрос: «На чем будет основываться выбор руководителей стратегических предприятий транспорта, если знаний и опыта в этой сфере у консультантов нет?» – остается открытым, как открытым остается и другой вопрос: «Кто ставит задачи консультантам и за чей счет будут оплачиваться их «бесплатные» услуги?».
«Эксперты» от правительства
Учитывая такой «уровень» хэдхантеров, по словам экспертов, получается, что фактически кандидатуры будущих руководителей стратегических предприятий будут выбирать заместители министра инфраструктуры: Шульмейстер, Кава и Омелян. Каждый, скорее всего, в соответствии со своей зоной ответственности в министерстве: первый выберет кандидатов для аэропортов, второй – для «Укрзалізниці», а третий, отвечающий за финансы и экономику, кадры, работу аппарата и связи со СМИ и экспертами, – примет «посильное участие» во всех конкурсах.
Однако, как и «международные» консультанты, замы министра тоже весьма далеки от проблем транспортной отрасли.
Например, известно, что наибольшим достижением Владимира Шульмейстера в прежние годы (2005-2009) была работа финансовым директором группы компаний по продаже бытовой техники и электроники «Фокстрот». Ничего общего с темой транспорта не имеют и его многочисленные неудачные стартапы, реализацией которых он занялся после увольнения из «Фокстрота». Кстати, причина увольнения была показательной – за миллионные махинации, недоимки и т. п.
У другого заместителя министра — Александра Кавы, имеется значительный, по сравнению с Шульмейстером, профильный опыт. До назначения заместителем министра в транспортное ведомство, Кава полгода работал советником в столичной мэрии, где курировал транспортный блок. Тогда Кава «прославился» своими пророссийскими взглядами, которые он охотно высказывал, в том числе и для российских СМИ. Особенно же возмутил украинское общество своим заявлением летом 2014 года – об отсутствии убедительных доказательств того, что малазийский «Боинг» был сбит, а не потерпел крушение из-за внутренней поломки. На это депутат Верховной Рады Игорь Мосийчук заявил на всю Украину о том, что Александр Кава – «ярый антимайдановец», и потому ему не место в новом правительстве эпохи «после Януковича». Таким образом, несмотря на определенный опыт, персона замминистра Кавы оценивается экспертами как неоднозначная – как для имиджа ведомства, так и для назначившего его своим заместителем министра Андрея Пивоварского.
Третий заместитель руководителя транспортного ведомства, Владимир Омельян, как и Шульмейстер, не имеет опыта работы в сфере транспорта.
Не удивительно, что разработанные этими заместителями министра и «бесплатными консультантами» требования к руководителям стратегических предприятий транспорта -вызывают горькие усмешки у специалистов отрасли. Так, заместители министра и их «бесплатные консультанты» требуют от будущего руководителя приготовить слайды на тему «Чому я йду на державну службу», не зная даже, что должность, на которую они отбирают руководителя не является госслужбой… Критерии оценки, определенные «экспертами» и «бесплатными консультантами» («етичний стандарт», «суспільне служіння», «цінності», и т.п.) — сознательно указаны очень размыто и крайне нечетко, оставляя широкое поле для злоупотреблений.
В итоге главе транспортного ведомства в данной ситуации, судя по всему, отведена лишь формальная роль — согласование кандидатов, отобранных консультантами и его заместителями. И, скорее всего, вряд ли министр имеет сейчас полную информации о ходе конкурсного отбора, иначе он бы обратил внимание на все вышеуказанные несоответствия.
Не исключено, что заместители Пивоварского, пользуясь тем, что министр не особо вникает в подробности конкурса, пытаются посадить на «хлебные места» в госкомпаниях «своих» людей.
Виктор Семенов