04.12.06 
Совет директоров европейского оборонного концерна EADS, в который входит Airbus, одобрил строительство широкофюзеляжного авиалайнера A350. Это решение было принято поздно вечером в пятницу. Эксперты считают, что проект Airbus будет успешным, но, несмотря на это, не сможет превзойти своего основного конкурента — Boeing 787 Dreamliner.

Работы над самолетом начнутся уже в следующем году, ввод первого A350 XWB (extra wide body) намечен на 2013 год, а заказчики смогут получить самолет в 2014 году. По данным Airbus, на самолеты, подобные A350 XWB и Boeing 787 Dreamliner в ближайшие десятилетия будет подано 5700 заказов общей стоимостью свыше 750 млрд евро.

В EADS утверждают, что финансирование проекта, оцениваемого в 10 млрд евро, будет осуществляться в основном за счет средств самой компании. Напомним, что сейчас авиастроитель проводит масштабную реструктуризацию, которая должна сэкономить 5 млрд евро к 2010 году. Основные расходы на создание A350 придутся как раз на 2010—2013 годы. По данным британской прессы, 6 млрд евро должен будет потратить сам EADS, а оставшиеся 4 млрд евро будут привлечены из внешних источников финансирования под госгарантии Франции, Германии, Великобритании и Испании.

В EADS РБК daily отказались подтвердить эти цифры, сославшись на то, что не комментируют события внутри компании. Впрочем, эксперты полагают, что эти суммы «близки к правде». «Согласно моей информации, полученной от людей, близких к переговорам, это так. Причем активнее всего идею продвигало правительство Франции», — подтвердил РБК daily эксперт консалтинговой компании Arran Aerospace Даг Маквити. По его мнению, государственная помощь, даже в такой неявной форме, будет воспринята в штыки американским Boeing, и он может начать разбирательство через механизмы ВТО.

Началу работ по строительству A350 препятствовали проблемы в производстве двухпалубного авиалайнера A380. Этот проект уже на два года отстает от графика, и первые поставки самолетов заказчикам должны начаться только в следующем году. В результате компания прогнозирует снижение операционной прибыли на 4,8 млрд евро в течение ближайших четырех лет. «Договоренность между акционерами о схеме финансирования снимает зависимость проекта A350 от продаж самолетов A380. Теперь они могут начать переговоры с авиакомпаниями и сказать им, что у них есть конкретное предложение, обеспеченное необходимыми средствами», — отметил г-н Маквити.

«Я бы не рекомендовал Airbus сейчас начинать новый проект. Компании было бы лучше сначала решить все проблемы с A380 и только потом приниматься за A350», — не соглашается аналитик консалтинговой компании Airclaims Деннис Лау. «A350 XWB будет самым современным коммерческим самолетом и на шаг опередит своего конкурента», — уверенно заявил глава Airbus Луи Галлуа после заседания совета директоров EADS. Однако эксперты хотя и считают, что самолет будет хорошо продаваться, отмечают, что он уступит по популярности Boeing 787, который будет опережать A350 на пять лет. «Airbus хотел бы заполучить 50-процентную долю этого сегмента рынка. Но реально они могут претендовать лишь на 30%. Впрочем, даже такой результат будет вполне успешным», — резюмировал г-н Маквити.

Самолеты A350 XWB должны заинтересовать и российские авиакомпании. «Среди них «Аэрофлот» и «Трансаэро», которые вполне могут взять в лизинг новые самолеты», — полагает консультант Lufthansa Consulting Максим Нилов. Менеджмент «Аэрофлота» уже больше года не может заключить договор на поставку дальнемагистральных самолетов. Совет директоров перевозчика предлагал несколько вариантов по обновлению парка воздушных судов — или за счет покупки европейских самолетов A350, или американских Boeing 787. Но из-за того, что представители государства в совете директоров не могут принять решение о выборе самолетов, «Аэрофлот» не может заключить договор ни с одним из производителей. «Пока переговоры по приобретению Boeing 787 временно приостановлены», — отмечает источник РБК daily в авиакомпании.

В «Трансаэро» покупка А350 еще не обсуждалась. «Сейчас авиакомпания наращивает свой парк самолетов за счет самолетов семейства А320 и А330», — отмечает представитель «Трансаэро» Сергей Быхал.

Андрей Котов, Сергей Стариков

Источник: РБКdaily, 4.12.2006