30.03.15 
Шульмейстер, Мирошников, Антонюк, Майберг: почему ушел Wizz Air и кто от этого выиграет
В четверг 26 марта во время заседания Комитета Верховной Рады по вопросам борьбы с коррупцией, который обсуждал проблемы украинскойавиаотрасли, народный депутат Борислав Береза озвучил главную новость дня - единственный лоукостер отечественного авиарынка авиакомпания Визз Эйр Украина уходит с украинского рынка. Для присутствующих на заседании чиновников Мининфраструктуры, главы Госавиаслужбы и представителей авиаперевозчиков эта новость стала такой же неожиданностью, как арест главы МЧС прямо на заседании Кабмина.

В сообщении лоукостера было сказано, что с 20 апреля Визз Эйр Украина закрывает свой филиал в Украине. При этом авиакомпания продолжит летать в Украину / из нее, но вдвое сокращает количество рейсов и направлений. В Wizz Air Holdings отмечают, что закрытие филиала проводится в рамках реструктуризации деятельности в Украине.

Опрошенные ЛІГАБізнесІнформ эксперты и игроки рынка солидарны в том, что основная причина ухода с украинского рынка одного из крупнейших перевозчиков - экономическая: из-за девальвации гривни резко сократился пассажиропоток. Хуже другое: такой шаг авиакомпании свидетельствует о том, что Wizz Air не верит в быстрое восстановление экономики Украины. Усугубляет ситуацию конфликт, возникший на рынке в конце 2014 года вокруг инициированных главой Госавиаслужбы и экс-менеджером авиакомпании МАУ Денисом Антонюком правил назначения на авиамаршруты. Тогда Визз Эйр Украина заявила, что не исключает закрытия украинского представительства, поскольку существует угроза монополизации рынка одним перевозчиком (МАУ). 

 

Сегодня разговоры о привилегированном положении авиакомпании МАУ зазвучали с новой силой. С закрытием Визз Эйр Украина на рынке появляется неестественная монополия - заявил Береза. 

ЛІГАБізнесІнформ выяснила, грозит ли авиарынку монополия МАУ и почему на самом деле Визз Эйр покинула Украину. 

 

Владимир Шульмейстер, замминистра инфраструктуры Украины: 

- Честно скажу, для меня сюрприз, что Визз Эйр так резко ушла. Мы об этом ничего не знали. Раньше они заявляли о возможном уходе вследствие определенных проблем, но мы все эти вопросы решали (в ноябре 2014 года перевозчик заявил, что принятие новых правил допуска авиакомпаний на маршруты может остановить развитие или даже привести к закрытию Визз Эйр Украина. - Ред.). Я уверен: это не политический вопрос. Это чисто экономическое решение из-за ситуации в стране. Сегодня в министерстве будем обсуждать с перевозчиками и директорами аэропортов, как оживить рынок. Но, откровенно говоря, решение тут одно: чтобы оживить перевозки, нужно, чтобы люди начали больше зарабатывать денег. Снижение ставок аэропортовых сборов - это также один из вариантов. Но это приведет к снижению поступлений на содержание аэропортов, которые сейчас и так мизерные. Мы будем делать все, чтобы не допустить монополии МАУ. В этом наша главная задача как регулятора. 

 

Денис Антонюк, глава Госавиаслужбы: 

- Нас авиакомпания не уведомляла о приостановке полетов. Также мы не получали уведомление об отзыве сертификата эксплуатанта. На сегодня он действует. Согласно законодательству они могут приостановить полеты на 18 месяцев (для назначения на маршрут новой авиакомпании). Также они могут обратиться к ГАС о сохранении сертификата эксплуатанта. 

 

Арон Майберг, совладелец авиакомпании МАУ: 

- Компания ушла, потому что рынок очень слабый. В прошлом году он упал на 40%. МАУ, чтобы оставаться на плаву, инвестирует в свою деятельность 10 млн грн ежемесячно. Вопрос: надо ли это делать? Я думаю, компания Визз Эйр решила, что она не хочет больше инвестировать. Сегодня нет компаний, зарабатывающих деньги в Украине. МАУ на сегодня единственная украинская компания, которая выполняет регулярные рейсы. Монополист? Об этом должен судить Антимонопольный комитет. Если вы подозреваете Госавиаслужбу в коррупционных действиях, попросите международную аудиторскую компанию провести аудит. И они скажут, коррумпирована ли авиационная украинская власть с точки зрения распределения бизнеса, или нет.  

 

Виктор Бондарь, министр транспорта и связи Украины в правительстве Юрия Еханурова: 

- Здесь чистая экономика. Рынок мертвый, пассажиропоток упал колоссально. Сегодня все авиакомпании, в том числе и МАУ, генерируют на этом рынке только убытки. Wizz Air крупная компания. Зачем ей барахтаться на этом маленьком рынке, если можно зарабатывать на этих самолетах там, где нет войны и все хорошо. 

 

Чтобы не допустить монополию, сегодня есть один выход. Министру нужно договориться с испанцами и британцами об урегулировании вопроса Гибралтара и подписать "Открытое небо". Тогда мы раз и навсегда решим вопрос, кто, как и по каким правилам летает в Украине. И тогда сюда придут крупные перевозчики: KLM British Airways, Lufthansa и другие, которые создадут реальную конкуренцию. 

 

Юрий Мирошников, президент МАУ: 

- Для меня уход Визз Эйр - это сюрприз. Первопричина в экономике: падение платежеспособного спроса из-за девальвации гривни. Цены у Визз Эйр в последнее время были отнюдь не низкими. Скорее всего, оценили, что не смогут найти массовый спрос, решили уйти. Самолеты, летчики - это ресурс. Наверное, нашли местоприложение этому ресурсу на рынках, где можно получить большую отдачу. МАУ в такой ситуации спасает транзитная модель (в структуре перевозок 50% пассажиров МАУ - транзитные). Но лоукосты не работают по такой модели: они доставляют пассажира из точки А в точку Б. 

 

Для меня странно, что, пережив зиму, которая всегда считается низким сезоном, авиакомпания закрывает полеты в начале летнего сезона, который в авиации считается прибыльным. Мне кажется, что уход "в лето" -  это надолго, как минимум на год.

 

Конкуренция на рынке остается. Десятки иностранных авиакомпаний продолжают летать в Украину. Главный наш соперник - Turkish Airlines, которая конкурирует с нами и за конечного, и за транзитного пассажира. Часть транзита забирает Аэрофлот через Шереметьево. Также остаются Lufthansa, Air France, KLM. Практически на всех направлениях есть конкуренция. 

 

С уходом Визз Эйр дополнительных возможностей по новым маршрутам для МАУ сейчас навскидку я не вижу. Возможно, будет что-то по Италии.  

 

Александр Ланецкий, авиаэксперт: 

- Wizz Air принадлежит американскому фонду и работает на международном рынке 10 лет. За это время она выходила на прибыль два или три раза. Остальное время летали "в минус". Сейчас в Европе латентный кризис. За последние 15 лет цены на авиабилеты упали в четыре раза, а на топливо выросли в шесть раз. Эта вилка бьет по всем авиакомпаниям. Поэтому все ищут возможности для оптимизации. 

 

Также компания понимает, что рано или поздно Украина подпишет договор об "Открытом небе". Помимо Украины в нашем регионе Wizz Air уже пробовала вести бизнес в Болгарии и Сербии. Там представительства были закрыты сразу после присоединения этих стран к "Открытому небу". Этот договор позволяет авиакомпании летать материнской компанией по всем направлениям внутри европейского пространства и таким образом исключить допрасходы на содержание представительств в других странах. 

 

До Wizz Air с украинского рынка ушли Авиалинии Харькова, уходит ЮтЭйр Украина. Это свидетельствует о том, что игроки рынка не рассчитывают, что в ближайшие два года в Украине ситуация в экономике улучшится. 

 

Теоретически некоторые клиенты Визз Эйр перейдут к МАУ. Но на фоне рынка это очень маленькие цифры - 1-2%. На московском направлении уход Визз Эйр сыграет на руку Аэрофлоту и "Сибири". Но и здесь пассажиропоток упал в 10 раз. Кутаиси неинтересный аэропорт. Визз Эйр там получал дотацию в 40 евро за одного пассажира от грузинского правительства, что позволяло предлагать низкую конечную цену. Эти договоренности были достигнуты во времена Саакашвили, и я сомневаюсь, что грузины дадут такую дотацию сегодня другой авиакомпании. 

Д.Кацило

Джерело liga.net