Это традиционное мероприятие, которое проводится уже более 30 лет на юге страны на берегу Боденского озера в Фридрихсхафене. Место выбрано не случайно. Во-первых, в этом городе в начале XX века были разработаны и изготавливались знаменитые дирижабли графа Цеппелина, на которых выполнялись полеты из Германии в США. В Фридрихсхафене под руководством известного авиаконструктора Клаудиуса Дорнье разработан ряд самолетов-амфибий и самолеты вертикального взлета. Специально для конструирования летательных аппаратов по оригинальным идеям Дорнье граф Цеппелин даже создал в Фридрихсхафене дочернюю компанию «Цеппелин верке Линдау ГмбХ». Во-вторых, здесь есть знаменитый международный аэропорт, открытый еще в 1913 году, где находится база единственной в Германии пассажирской линии дирижаблей. И, в-третьих, с поверхности Боденского озера могут взлетать гидросамолеты. Все это – отличные условия для организации выставки малой и бизнесавиации.
Стать ее участниками и представить в Фридрихсхафене свою продукцию Президенту акционерного общества «МОТОР СИЧ» Вячеславу Богуслаеву предложил генеральный директор Diamond Aircraft Кристиан Дрис, компания которого в январе этого года провела летные испытания нового однодвигательного самолета DA50-JP7 с двигателем АИ-450С, созданным предприятиями «Ивченко-Прогресс» и МОТОР СИЧ.
Как отметил директор по маркетингу АО «МОТОР СИЧ» Владимир Ширков, запорожские моторостроители ранее не производили двигатели соответствующей размерности для такого класса самолетов. Их стали разрабатывать последние 5-10 лет. И первой компанией, которая заинтересовалась новыми изделиями МОТОР СИЧ, стала австрийская Diamond Aircraft. Среди всех компаний, которые изготавливают сверхлегкие самолеты вместимостью от 2 до 7 мест, она занимает третье место в мире по их выпуску. Лидируют американские производители – на первом месте Cessna, на втором – Sirius. В настоящее время Diamond Aircraft – крупнейшая компания в Европе, даже сегодня, в непростой посткризисный период она изготавливает 250 сверхлегких самолетов в год.
– С компанией Diamond Aircraft мы работаем уже около двух лет, – заметил В.Ширков. – 19 января этого года состоялся первый полет самолета DA50-JP7. При этом глава компании Diamond Aircraft Кристиан Дрис, испытавший воздушное судно, после полета сказал, что с турбовинтовым двигателем АИ-450С этот самолет "летает, как ракета". С тех пор выполнен большой объем летных испытаний, производители несколько изменили его внешний вид, носовая часть DA50-JP7 стала более обтекаемой, обеспечен лучший вход и выход для воздушных масс в двигателе.
Помимо этого, на выставке предприятие МОТОР СИЧ представило турбовинтовой двигатель МС-500В-С, предназначенный для установки на самолеты различного назначения.
Возвращаясь к разговору о том, почему же все-таки был выбран запорожский двигатель для установки на австрийский самолет сверхлегкой авиации, Владимир Ширков объяснил:
– Если говорить о двигателях, которые применяются на самолетах такого класса, с мощностью до 400 л.с., то в этой размерности преимущество имеют поршневые: ROTAX, Lycoming и Continental. Когда же требуется мощность несколько выше 400 л.с., безусловно, выигрывают газотурбинные двигатели, в частности наш турбовинтовой АИ-450С.
Он подчеркнул, что к самолету DA50-JP7 на выставке был проявлен большой интерес. Глава австрийской компании Кристиан Дрис активно продвигает его на рынке сверхлегкой авиации. А поскольку он сам является пилотом-испытателем, в ходе выставки К.Дрис делился своими впечатлениями, рассказывал, как ведет себя самолет с таким двигателем. Благодаря нему повысилась скорость DA50-JP7. Улучшилась его маневренность и скороподъемность. При максимальной крейсерской скорости АИ-450С обеспечивает на 20% меньшее потребление топлива по сравнению с другими двигателями такого же класса.
По словам генерального конструктора ГП "Ивченко-Прогресс" Игоря Кравченко, максимальная высота полета самолета с запорожским двигателем прогнозируется около 7000м над уровнем моря при эксплуатационной высоте полета 2500–3500м. Максимальная скорость составляет около 400 км/ч.
В рамках AERO-2015 в Германии двухмоторный поршневой самолет DA62 производства австрийской компании Diamond Aircraft получил сертификат Европейского агентства по безопасности авиаперевозок (EASA). Представителям агентства был представлен и самолет DA50-JP7 с двигателем АИ-450С. А до этого, как сообщил директор по маркетингу В.Ширков, состоялся ряд переговоров, где обсуждались вопросы сертификации DA50-JP7 по европейским нормам.
– Мы договорились о том, что заниматься сертификацией нашего двигателя в составе самолета будем вместе с Astra Engine – дочерней компанией австрийской фирмы Diamond Aircraft, – рассказал Владимир Ширков. Он также подчеркнул, что такое сотрудничество упростит и ускорит процесс.
Можно сказать, что запорожские моторостроители открывают для себя новую нишу на рынке авиационной техники. Крупнейшие производители легких самолетов – компании Cessna, Sirius и Diamond Aircraft вместе выпускают их в год до полутора тысяч и диктуют моду (задают стандарты) в сверхлегкой авиации, постоянно повышая требования к своей технике.
– В целом, – отмечает В.Ширков, – этот рынок достаточно емкий. После завершения этапа сертификации, с 2017 года, мы планируем поставлять Diamond Aircraft от 30 до 50 двигателей в год. Для начала это очень хорошо. А впоследствии можно рассчитывать на контракты и с другими западными компаниями, которые смогут убедиться в превосходстве легких самолетов с нашими газотурбинными двигателями, когда увидят их в полете. Помимо улучшенных параметров, они имеют преимущества в сервисе и в отличие от самолетов с поршневыми двигателями потребляют керосин, а не авиационный бензин или дизтопливо, которые не всегда есть в наличии в аэропортах.
В ходе выставки была организована пресс-конференция, на которой глава австрийской компании Кристиан Дрис рассказал о том, почему он выбрал именно украинский двигатель, и о своих планах на будущее. Так господин Дрис заявил, что в 2016 году на авиасалоне в Фарнборо он представит новый учебно-тренировочный самолет Dart 450, где будет установлен наш двигатель АИ-450СД, несколько модифицированный, что позволит на этом самолете выполнять фигуры высшего пилотажа. На сегодняшний день у компании Diamond Aircraft уже есть заказы на этот самолет.
По мнению директора по маркетингу, в данном сегменте рынка авиационной техники есть большие перспективы для запорожских моторостроителей, особенно если учесть, что технологии изготовления двигателей такой размерности на АО «МОТОР СИЧ» есть, и предприятие может выпускать их в достаточном количестве. При умелом подходе в сфере малой и бизнесавиации можно иметь прибыльный бизнес.
Лариса ДУДЕК