29.04.15 
Проректор Национального авиационного университета по научно-педагогической и воспитательной работе Ярослав Козачок рассказал о реалиях и перспективах авиационного образования в Украине, чего следует ожидать выпускникам от сокращения рынка авиационных перевозок и где применяются беспилотные летательные аппараты, разработанные студентами учебного заведения.

Авиационная отрасль в современном мире является очень важной составляющей экономик прогрессивных стран. Какие проблемы сейчас существуют в образовании авиационного направления? Какие пути их решения?

- Нельзя рассматривать авиационное образование вне контекста развития образования в Украине в целом. Все новации, проблемы и реформы, с которыми сталкивается образование, являются характерными и для авиационного образования. Основные учреждения авиационного образования в Украине представлены Национальным авиационным университетом, Харьковским авиационным институтом и Кировоградской летной академией (в составе НАУ). Традиционно так сложилось, что каждый имеет свой сегмент и нацелен на подготовку специалистов в определенной сфере. Если в Харькове готовят специалистов-конструкторов, то наш университет направлен на подготовку специалистов по эксплуатации. Это и обслуживания пассажиров и воздушных судов, строительство аэропортов, подготовка специалистов различного профиля для авиакомпаний и т.д. Сейчас достаточно актуальным является вопрос подготовки пилотов. Необходимой базой и техническими возможностями для их подготовки мы располагаем. Но есть определенные трудности с подготовкой пилотов по государственному заказу. Подготовка пилотов влечет большие затраты.  

 

Сейчас очень модно учиться на специальностях юридических, экономических или международных отношениях. Как это оказывает влияние на вступительную компанию в технический университет, и нет ли проблем с набором абитуриентов на обучение?

- Нет, не возникает. К нам абитуриенты идут. Мы выполняем практически на всех специальностях лицензионный объем. Наш университет имеет определенную историю, традиции, раскрученный бренд и всегда славился серьезной подготовкой специалистов. Кроме того, у нас уже десятки лет развивается и так называемая гуманитарная составляющая.

"Наш университет имеет определенную историю, традиции,

раскрученный бренд и всегда славился серьезной подготовкой специалистов"

Таким образом, мы незаметно перешли в разряд классических технический университетов, потому что у мировых авторитетных технических университетов есть достаточная база для подготовки специалистов гуманитарного профиля, в том числе, говоря о НАУ - с авиационным уклоном. Это и переводчики технического направления, экономисты-логисты для гражданской авиации, авиационные психологи и другие. Когда университет в 90-х годах прошлого века переживал, как и вообще образование, не лучше времена, когда разрывались связи и прекращалось финансирование, это позволило пережить сложные времена и сохранить материально-техническую базу. Позже мы даже стали конкурировать в данном сегменте с классическими университетами. Последние лет пять, мы в пятерке вузов, в которые было подано больше всего заявлений от абитуриентов. Мы гордимся тем, что идем рядом с признанными авторитетами - КПИ, КНУ им. Шевченка, Львовской политехникой и ЛНУ им. Франка.

Последний год, авиационный рынок перевозок испытал значительное сокращение, по некоторым оценкам до 40% по сравнению с прошлыми годами. В связи с этим, какие перспективы стоит ожидать выпускникам авиационного профиля? Какие перспективы у них за границей?

- Проблемы будут у всех, это логично. Когда экономика не показывает роста, то нет того необходимого количества рабочих мест, на которые могут претендовать выпускники, в том числе и наши. Мы сейчас работаем по программам двойного диплома со многими западными университетами. Такие выпускники могут трудоустроиться как у нас, так и за рубежом. Следует отметить, что европейский авиационный рынок нуждается в наших специалистах. Трудно предсказать, что будет через 5-10 лет, но мы должны быть максимально лабильными, исходя из системных прогнозов. Университет пытается развивать материально-техническую базу, учитывая современные и перспективные приоритетные направления. У нас это беспилотники, аэронавигация, телекоммуникации, ИТ-сфера и др.

Университет сотрудничает с авиапредприятиями, государственной авиационной службой, другими отраслевыми органами при подготовке будущих кадров?

 

  - Ежегодно мы проводим вместе со студенческими организациями университета и Институтом последипломного обучения ярмарку вакансий «Взлетная полоса». На нее приглашаем топ-менеджеров авиационных предприятий, начальников отделов кадров, директоров. Таким образом, мы помогаем трудоустраивать выпускников и смотрим, как реагирует рынок и чего он требует. Это позволяет через определенный механизм вносить изменения в учебные планы. Кроме того, мы стараемся учитывать мнение и потребности студентов.

В прошлом году в Украине открылись конструкторские представительства Tucana Engineering и Boeing. Несколько месяцев назад, в КПИ был открыт научно-учебный центр компании «Прогрестех». Имеет университет подобные совместные проекты?

 

- В университете частыми гостями являются делегации западных компаний, в первую очередь авиационных. Мы контактируем с Госавиаслужбой и Украэрорухом. Они забирают к себе студентов на стажировку и работу. Наш международный отдел работает в поте лица и это не может не радовать. Кроме обучения и стажировки студентов за рубежом, наши преподаватели регулярно читают лекции, участвуют в научных конференциях, выполняют совместные научные проекты с университетами Европы, Америки, Азии.

 

  В последнее время в системе образования на государственном уровне проводится много изменений, которые воспринимаются по-разному. Как это повлияет на качество образования в Украине?

 

- Закон о «Высшем образовании» является тем локомотивом, который должен вытянуть высшее образование на новый качественный уровень. По моему мнению, реформы должны проходить системно. Нельзя реформировать отдельно взятую отрасль вне контекста реформирования экономики государства в целом. Должна быть комплексная реформа. Ведь, если на реформу высшего образования не будет хватать средств, то этот процесс останется процессом, а не результатом. Должна быть понятной общая концепция, или философия реформы. Она должна давать четкие ответы на вопросы: что, в какой срок, какими ресурсами, каким бюджетом мы должны реализовать, и к какому результату должны прийти. На сегодня мы реформируем сегменты, вырывая их из общего контекста. В этом, считаю, и основные трудности, которые мы должны преодолеть. А сомнений в необходимости реформирования не только высшего, но и образования в целом, нет.

"Сейчас мир открыт, и мы должны конкурировать"

- А на сегодня мы имеем недореформированное образование, в котором сосуществуют остатки советской системы, которая, безусловно, имела свои положительные стороны в плане качества образования, но новые социально-экономические условия заставляют строить новую. Необходимо понимание того, что нецелесообразно уничтожать старое, предложив на его место новации. Фактически мы, после четверти века независимости, все еще ​​стоим на распутье, из-за отсутствия системности в реформировании всех отраслей экономики государства. Сейчас мир открыт, и мы должны конкурировать. В том числе и в образовании. Другого пути нет. Мы должны быть сильными.

 

Сейчас много инициатив связанных с реформированием разных отраслей и государственных органов. Участвуют в подобных инициативах в авиационной отрасли студенты?

 

  - Да, берут. Свежий пример - на базе юридического института в течение последнего месяца работали две авторитетные международные научные конференции, в работе которых принимали участие и народные депутаты Украины, и госслужащие высокого ранга. И вопросы поднимались перспективные - об участии и роли юридического образования в процессе реформирования государства в широком смысле этого слова. Студенты не только участвуют в этих процессах, но и предоставляют свои предложения. А разве не является прорывом присутствие высших должностных лиц государства в социальных сетях? Это создает поле для конкуренции и развития - это очень серьезный прорыв.

 

"Это создает поле для конкуренции и развития -

это очень серьезный прорыв"

 

События на востоке страны поставили перед нами ряд вызовов, которые приходится решать по всей стране в первую очередь в оборонной отрасли. НАУ уже достаточно давно занимается разработкой комплексов БПЛА, какие есть успехи в данном направлении?

 

- Мы разработали несколько типов беспилотников на базе студенческого КБ «Вираж». Некоторые из них используются в зоне АТО. У нас было много заинтересованных групп и волонтеров. Мы разрабатываем конкурентные БЛА, но трудно в условиях университета и существующей нормативно-правовой базы поставить их производство на поток. То есть, мы предлагаем продукт качественный, но действующее законодательство не предусматривает возможности его серийного производства, а силами университета, нам не под силу конкурировать с коммерческими структурами в этом аспекте. Нужна кооперация.

 

В Украине и мире последние годы широкую популярность приобретает онлайн образование. Появились такие отечественные проекты как Prometheus, EdEra, MOOCology и другие. Не положит ли это конец современному понятию образования?

 

  - Средства доставки информации до потребителя и вообще коммуникации постоянно совершенствуются. Начиная от Skype, социальных сетей и т.д. Безусловно, система образования и принципы преподавания, которыми пользуется классический университет, или школа, также вынуждены будут модернизироваться. Они вынуждены становиться другими, потому что этого требует время. Отставать от них, не участвовать в этом, я считаю является дисквалификацией профессиональной. Если мы хотим идти в ногу со временем и качественно выполнять свои обязанности - должны постоянно совершенствоваться, брать на вооружение те новации, которыми пользуется мир. И здесь необходимо реагировать на потребности рынка.

" Если мы хотим идти в ногу со временем и качественно выполнять свои обязанности - должны постоянно совершенствоваться, брать на вооружение те новации, которыми пользуется мир"

  - Худшее, что может случиться, когда образование потребует перехода на качественно новые принципы и методы преподавания с помощью новейших технологий, через 10-20 лет, это если исчезнет университетский дух, философия университетская, студенческое братство, общение молодых людей друг с другом. Они сейчас идут в виртуальный мир. И если исчезнет личная коммуникация, творчество, классическое образование - это тяжело будет пережить. Лично мне этого будет очень не хватать.

 

 

 

Какие, по вашему мнению, перспективы авиации в Украине?

 

- Самый безопасный вид транспорта - авиационный. Украина со своими территориями и другими показателями просто требует развития авиационного транспорта. Мы имеем чрезвычайные возможности для старта. Конечно, если рынок авиационных перевозок будет свободным, без искусственных ограничений, с соблюдением действующего законодательства и европейским требованиям к безопасности и технической составляющей. А это в первую очередь пилоты, обслуживание, ангары и конечно средства. Перспектива за авиационными перевозками не просто есть, она уникальна.

 

" Перспектива за авиационными перевозками не просто есть, она уникальна"

- Это инфраструктурная отрасль, то есть здесь не только самолеты летают, здесь десятки тысяч людей могут быть трудоустроены. И для государства она понятна, все помним времена, когда не только в областных центрах и крупных городах, но и в большинстве райцентров функционировали собственные аэродромы, авиапарки имели сельское хозяйство, медицина, армия, милиция, пожарные и пр. Но это возможно только при соответствующем комплексном подходе к развитию этой инфраструктурной составляющей украинской экономики.

Богдан Долинце,

к.т.н. НАУ, главный редактор «Авиабиз»

 

Джерело avia.biz.ua