Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) увеличила прогноз на 2015 г. относительно совокупной чистой прибыли авиакомпаний с 25 млрд до 29,3 млрд долл.
Для сравнения: по итогам 2014 г. чистая прибыль всех перевозчиков равнялась 16,4 млрд долл. (ожидаемый прирост в 2015 г. — 78,7%). В то же время общая выручка авиакомпаний прогнозируется на уровне 727 млрд долл., что на 0,7% ниже, чем в 2014 г., когда она составила 733 млрд дол. По словам главы ассоциации Тони Тайлера, в целом в 2015 г. все регионы будут испытывать подъем по сравнению с прошлым годом.
По мнению аналитиков, прогнозируемый рост прибыли обусловлен несколькими глобальными факторами, среди которых "восстановление мировой экономики, рекордные коэффициенты загрузки кресел [на уровне 80,2%], удешевление топлива и удорожание доллара". Топливный фактор имеет особо важное значение, так как, по данным IATA, расходы на горючее занимают около 28% от операционных расходов в структуре отрасли.
Более половины чистой прибыли — около 15,7 млн долл. — получат североамериканские авиакомпании, которые достигнут самой высокой в отрасли рентабельности в 7,5%. Прибыль европейских операторов составит 5,8 млрд долл. с рентабельностью 2,8%. Более успешными станут авиакомпании, оперирующие дальнемагистральными рейсами в Северной Атлантике. В IATA признают, что наименее прибыльными остаются внутренние перелеты, негативное влияние на которые оказывает сложное экономическое положение в Южной Европе. Кроме того, рост доходов европейских перевозчиков ограничивают сильный доллар, высокие налоги, чересчур жесткое законодательство, а также недостаточно развитая инфраструктура.
В текущем году европейские авиакомпании продолжат наращивать провозные емкости. Ожидается, что они увеличатся на 6,2%, что немного ниже прогнозируемого роста спроса на авиаперевозки в 6,8% (в 2014 г. он составил 6,0%). Если говорить о всем мире, то в 2015 г. перевозчики получат более 1700 новых самолетов общей стоимостью свыше 180 млрд долл., причем около половины новых ВС заменят менее экономичные борта.
По данным IATA, в 2014 г. объем пассажирских авиаперевозок в мире вырос на 5,9%. Совокупные провозные мощности за год увеличились на 5,6%, коэффициент загрузки достиг 79,9%. Аналитики отмечали, что рост объемов перевозок был повсеместным, но наиболее интенсивным он был на развивающихся рынках — в частности, в Азиатско-Тихоокеанском регионе и на Ближнем Востоке.