В этом году авиасалон в Ле Бурже, проходящий на аэродроме к северу от Парижа, заканчивает работу в воскресенье, 21 июня.
Программа для специалистов завершена, в выходные на самую свежую продукцию мирового авиастроения приглашаются посмотреть все желающие. Публика, конечно, придет - а вот новинок авиастроения на одном из самых представительных авиашоу мира в этом году не так много. Хотя отрасль переживает подъем, производители и эксплуатанты авиационной техники сосредоточены сейчас не столько на зрелищных демонстрациях новинок, сколько на кропотливой работе по повышению эффективности самолетных двигателей и окупаемости лайнеров. Таковы две, пожалуй, главные тенденции Ле Бурже этого года.
Эффектные шоу, впрочем, тоже были, хотя и немногочисленные. Еще до начала авиасалона фурор вызвала видеосъемка с практически вертикально взлетающим самолетом Boeing 787 Dreamliner: американский гигант авиастроения таким образом демонстрировал маневренность своего лайнера. На авиасалоне Dreamliner тоже показывал лихие маневры в воздухе. Пусть и не такие эффектные, как на видео, они, вероятно, все-таки произвели впечатление на потенциальных покупателей этой модели боингов. По итогам авиасалона, американский концерн получил заказы на поставку 331 самолета общей стоимостью 50,2 млрд долларов. У главного конкурента Boeing, европейского концера Airbus, заказов в Ле Бурже еще больше - 421 самолет на 57 млрд долларов. Главной новинкой этого года у европейцев стал самолет A350 XWB. Этот широкофюзеляжный лайнер был показан в Ле Бурже в комплектации для 283 пассажиров.
Огромные лайнеры не пользуются спросом
Линейка самолетов А350 является сегодня основной надеждой Airbus, так как полностью отвечает последней тенденции у авиакомпаний - использовать на дальних маршрутах лайнеры с 200-400 пассажирами, а не "монстры" на 500-600 мест. В итоге и A350 XWB, и Dreamliner, и более крупный Boeing 777 продаются прекрасно - а вот лайнеры-гиганты у авиакомпаний спросом не пользуются. Самый крупный лайнер в линейке американцев, Boeing 747-8, продается плохо.
Совсем неважны дела у A380, некогда гордости европейского самолетостроения, который по-прежнему остается самым большим в мире пассажирским самолетом. На этот двухпалубный гигант с 2013 года не поступило ни одной заявки на покупку. Признавая качества и инновативность самолета, мировые авиакомпании недовольны его устаревшими двигателями и медленной окупаемостью. Один из ключевых клиентов Airbus - авиакомпания Emirates - неоднократно предлагала европейцам подумать об удлинении фюзеляжа самолета. На авиасалоне в Ле Бурже представители Airbus впервые признали, что уже обсуждают с потенциальными покупателями удлинение А380. Это даст место на борту еще 50 пассажирам и позволит снизить показатель затратности на перевозку.
В тренде - тихие двигатели
Еще одной тенденцией на Ле Бурже-2015 стали самолетные двигатели с пониженными характеристиками шума. Ни одна современная авиакомпания не готова покупать грохочущие лайнеры, так что оба лидера мирового авиастроения - Boeing и Airbus - уделяют этой теме пристальное внимание. Особо отличилась здесь компания Bombardier - канадский производитель ближне- и среднемагистральных самолетов. Не случайно ее последние модели CS100 и CS300 пользовались высоким спросом у покупателей в Ле Бурже.
Интерес у специалистов вызвал военно-транспортный самолет АН-178, разработанный на Украине концерном "Антонов". Российское присутствие на Ле Бурже было в этом году немногочисленным. Авиакомпании из России сейчас ощущают на себе последствия экономического кризиса в стране и пока не готовы к приобретению новой авиатехники. Что же касается российских производителей, то они привезли во Францию на авиашоу пилотажный тренажер для подготовки экипажей самолета МС-21, а также лайнер Sukhoi Superjet, который, впрочем, не стоял в плане демонстрационных полетов в Ле Бурже. Кроме того, в ходе авиасалона российская делегация объявила о проведении ею переговоров с Китаем по поставке истребителей СУ-35 и о будущем тендере в Индонезии, где российские производители примут участие.