13.07.15 
 8 июля в агентстве «Укринформ», прошла пресс-конференция на тему, перекликающуюся с творчеством Н.Г.Чернышевского - «Кризис авиационной отрасли: олигархат окончательно закрывает небо для народа Украины. Что делать?».

Как известно, имеет огромное значение не только, о чем идет речь на таком мероприятии, но также кто говорит, и как он стремится донести свою точку зрения до приглашенных представителей СМИ - любую, даже важную и актуальную тему плохой спикер может с легкостью «запороть», хороший же, наоборот, способен поднять обыденную проблему до уровня государственной значимости. А уж когда все три компонента не стыкуются друг с другом, то результат получается откровенно жалким.

Именно так случилось 8 июля в агентстве «Укринформ», где проходила пресс-конференция на тему, перекликающуюся с творчеством Н.Г.Чернышевского - «Кризис авиационной отрасли: олигархат окончательно закрывает небо для народа Украины. Что делать?». Организовала ее Ассоциация авиапредприятий Украины, которую представляли глава Ассоциации Николай Марченко, владелец и президент авиакомпании UM Air Родриг Мерхедж, летный директор авиакомпании «Хорс» Алексей Овчинников и скандальный адвокат Андрей Гук.

7 месяцев об этих «борцах за светлое будущее» отрасли отечественных пассажирских авиаперевозок ничего не было слышно, закралась мысль о том, что Ассоциация тихо отошла в мир иной. И вдруг очередное «явление народу». Что же изменилось во взглядах и подходах Ассоциации за истекшее время? 

 Реальность оказалась сурова и беспощадна – нынешняя пресс-конференция, как и предыдущая, состоявшаяся 25 ноября 2014 года, вновь наглядно продемонстрировала, что не стоит ожидать чего-то от этого типичного собрания неудачников и отраслевых аутсайдеров, руководимого людьми, которых в авиационной среде называют «сбитый летчик». Самыми интересными и по-настоящему запоминающимися стали некоторые шедевры выступающих.

Например, господин Гук порадовал присутствовавших открытием – Турция, оказывается, является членом Евросоюза. А господин Мерхедж сделал  сенсационное  заявление. Оказывается, авиакомпании США активно используют для перевозки пассажиров самолеты, произведенные еще в 1950-х годах, и, более того, пассажиры не обращают на это никакого внимания. 

 Смешно? Да. Глупо? Безусловно. Но, гораздо оригинальнее, чем заунывное зачитывание господином Овчинниковым целых фрагментов из статей на авиационную тематику и специально написанного им (либо ему) к пресс-конференции доклада. Прибавим сюда откровенно агрессивное поведение «сбитого летчика» Марченко (бывший глава Госавиаадминистрации), обиженного на всех.

            От общего принято переходить к частному, но в данном случае говорить особо не о чем. Тот же главный тезис Ассоциации, хорошо известный еще по прошлогодней пресс-конференции (после нее и появилось меткое выражение «Ассоциация авиационных аутсайдеров») – во всех проблемах виноваты глава Госавиаслужбы Денис Антонюк и авиакомпания МАУ, без них отечественная отрасль авиаперевозок начнет развиваться стремительными темпами.

Хорошо, предположим, что МАУ прекратит выполнять абсолютно все рейсы. Авиакомпании–члены Ассоциации смогут использовать представившуюся возможность и стать полноценной заменой? Нет – для этого у них нет финансовой и технической возможностей, а в отношении внутриукраинских рейсов – элементарного желания. Что, кстати, подтвердил господин Мерхедж на пресс-конференции.

Лишь один пример: на маршрут Киев-Львов-Киев назначены 7 перевозчиков, которые имеют право выполнять 77 рейсов в неделю, но летают только МАУ – 12 рейсов в неделю. Другие то ли не хотят, то ли не могут. Не лучше ситуация и на международных направлениях. Тот же «Хорс» имел назначения на 19 рейсов в неделю (из Киева – в Афины, Салоники, Варшаву, Тбилиси, из Харькова – в Афины и Стамбул, из Одессы – в Афины), однако, до недавнего времени худо-бедно совершал лишь 3 рейса в неделю по маршруту Киев-Афины-Киев. Теперь же у авиакомпании даже приостановлен сертификат эксплуатанта.

Не переставали «авиационные аутсайдеры» твердить о необходимости свободной конкуренции без каких-либо ограничений, правда, понимают они ее специфически. В крайне резком тоне господин Мерхедж рассказывал о том, что МАУ посмели начать летать по маршруту Киев-Амман-Киев, который долгие годы оставался безраздельной вотчиной его UM Air. Он, подобно Шарикову из «Собачьего сердца» с его «Я на шестнадцати аршинах здесь сижу и буду сидеть!», заявил: «Амман принадлежит нашей компании!». Выходит, конкуренция для всех, кроме членов Ассоциации?

А «пять копеек в разговор» от господина Марченко, в виде призывов к государству укреплять безопасность авиаперевозок, откровенно повеселили. Для начала, неплохо было бы Ассоциации разобраться с состоянием воздушных судов своих членов, а то средний возраст парка самолетов у UM Air составляет 31,8 года, у «Хорс» – 26,9 года, у «Браво» – 24,6 года и т.д. (кстати, у МАУ он самый «молодой» в Украине – 11 лет). И не освежать парк судов заменой одного очень старого самолета – на другой такой же очень старый, с чуть менее выработанным летным ресурсом, рассказывая при этом о необходимости соблюдать международные стандарты безопасности воздушных перевозок.

Вообще же, пресс-конференция дала основания считать, что в Ассоциации происходят полный разброд и шатания. Отсутствие в выступлениях четких, конкретных, деловых и разумных предложений. Агрессивность «сбитого летчика» Марченко. Ностальгические воспоминания и аллюзии господина Мерхеджа о прежней власти, с последующим его апеллированием к идеалам Майдана.

 Необоснованные претензии к премьер-министру Арсению Яценюку и главе Мининфраструктуры Андрею Пивоварскому, подкрепленные несколькими угрозами в их адрес. Попытки продемонстрировать свою исключительную значимость – якобы, и профильный Комитет Верховной Рады полностью и во всем поддерживает Ассоциацию, и Генеральная прокуратура отчитывается перед ней о ходе расследования некоего уголовного дела в отношении господина Антонюка.

Фактическое требование назначить нового главу Госавиаслужбы, причем, только из числа кандидатов, отобранных Ассоциацией на основании ею же выработанных критериев (не удивлюсь, если один из главных претендентов – Николай Марченко). Все это свидетельствует не о наличии сильной позиции, а, наоборот, о сплошной неуверенности в завтрашнем дне.

И отсутствие на пресс-конференции представителя «АтласДжет Украина» – наглядное тому подтверждение. Похоже, что авиакомпании, стоявшей у истоков создания Ассоциации и на первых порах выступавшей в качестве ее основной движущей силы, теперь не по пути с авиационными аутсайдерами. Сосредоточившимися на дрязгах, разборках и выяснении отношений с государством, вместо того, чтобы заниматься своим непосредственным делом – авиаперевозками.

Забавно, что на пресс-конференции в роли представителя «АтласДжет» выступал господин Гук, делая заявления и давая комментарии от имени авиакомпании. Хотя в анонсе этого мероприятия, во время представления ведущей его участников, даже на специальной табличке значилось «адвокат, специалист по авиационному праву». Нигде ни одного слова про его принадлежность к «АтласДжет». С таким же успехом господин Гук мог заявить, что он представляет интересы Lufthansa, KLM или Air France. 

 Подводя итог пресс-конференции, можно с уверенностью утверждать: эксгумация с надеждой на воскрешение Ассоциации авиапредприятий Украины не увенчалась успехом.

И это обстоятельство совсем не огорчает.

Дарина Уманицкая

Пресс-релиз Ассоциации авиапредприятий Украины читать здесь:

Как Денису Антонюку, нарушая постановление об отстранении от должности, удается продолжать разрушать авиаотрасль Украины?