К сегодняшнему круглому столу АМКУ относительно авиации. Цель - дешевые авиабилеты. Согласно такой цели в пределах компетенции Антимонопольного комитета Украины являются следующие направления для изучения:
1. Рынок авиатоплива. Цены на топливо в Украине значительно выше за другие страны, что требует анализа;
2. Признаки злоупотребления монопольным положением авиакомпаниями на воздушных линиях, где есть ограничения в соответствии с межгосударственными соглашениями; Пример линии Киев-Стамбул, где из 16 возможных частот в неделю все полученные МАУ, однако фактически эксплуатируется от 11 до 14. Госавиаслужба Украины (ГАСУ) не смогла ограничить права МАУ и предоставить хотя бы 2 линии другому авиаперевозчику. Зато, со стороны Турции перевозчик эксплуатирует все рейсы. Также между МАУ и турецким перевозчиком есть кодшеринговое соглашение, которое влияет на конкуренцию. Другой пример - Одесса-Стамбул, где со стороны Украины все 14 частот предоставлено МАУ, и в случае их неиспользования в течение 12 месяцев не будет возможности допустить другого перевозчика от Украины. Зато со стороны Турции есть несколько авиаперевозчиков. То есть получение прав и впоследствии их неиспользование является, по нашему мнению, злоупотреблением, а в ГАСУ нет механизмов решить такую ситуацию.
3. Наличие барьеров в доступе на отдельные рынки воздушных линий:
- авиакомпания имеет возможность получить все частоты на линии и не выполнять их, а новый участник рынка не может получить такие частоты, даже если они не используются;
- новая авиакомпания не может получить ни права на линию, где есть ограничения, в конкуренции с заявками уже летающей авиакомпании;
-в приказе Госавиаслужбы вводится ограничение относительно структуры собственности - выгодоприобретателем авиакомпании может быть только гражданин Украины или Украина, хотя в Воздушном кодексе авиакомпания может быть создана в т.ч. юридическим лицом; такая норма существенно усложняет иностранные инвестиции в авиацию;
- если кто-то претендует на воздушную линию, которая уже эксплуатируется, у эксплуатанта есть право требовать от Госавиаслужбы отказать новому заявителю в правах на воздушную линию, если это не рентабельно для эксплуатанта;
4. Непрозрачность структуры собственности отдельных авиаперевозчиков, наличие признаков контроля одними и теми же владельцами нескольких авиаперевозчиков и согласованных действий между ними (МАУ, Днеправиа, Роза Ветров). Наличие отношений контроля между авиаперевозчиком МАУ и двумя компаниями по наземному обслуживанию в аэропортах;
5. Наличие признаков злоупотребления монопольным положением аэропортом Борисполь на пользу МАУ, признаки согласованных действий. Например, единственная компания, которая имеет существенные скидки от аэропорта - МАУ;
6. Соглашения между авиаперевозчиками (кодшер, интерлайн) не были предметом изучения АМКУ, хотя могут содержать признаки антиконкурентных согласованных действий, также без их изучения не возможно установить наличие или отсутствие конкуренции на отдельных рынках, так как наличие кодшер между перевозчиком от Украины и иностранного государства могут существенно ограничивать конкуренцию;
7. Вопрос с системами дистрибуции не является ключевым, однако также влияет на цену билета. Сейчас на рынке представлено большинство глобальных игроков рынка, барьеров нет, признаков антиконкурентных согласованных действий, по нашему мнению, нет. Однако тарифы могут быть предметом анализа;
8. Особенность рынка Украины в том, что есть один крупный авиаперевозчик и естественные монополии - аэропорты. В связи с этим, необходим постоянный контроль со стороны АМКУ деятельности таких компаний. Наличие одного крупного авиаперевозчика на рынке является типичной ситуацией во многих странах, в связи, с чем ИКАО предоставлен ряд рекомендаций относительно регулирования такого рынка и существует ряд прецедентов антимонопольных расследований. В частности, антимонопольные органы могут давать рекомендацию воздерживаться от формирования органов авиационной власти преимущественно из числа бывших сотрудников ведущего авиаперевозчика или ИКАО рекомендует создавать квазиорганы, которые включают представителей различных государственных органов для минимизации влияния ведущего авиаперевозчика на решения относительно коммерческих прав и регулировании рынка;
9. Тендер на ангар в аэропорту прошел с ограничениями для участников и был проведен исключительно в интересах одного участника. Как нам известно, на сегодняшний день есть несколько производств в АМКУ относительно авиации:
По заявлению авиакомпании Атласджет Украина относительно нарушения законодательства о защите экономической конкуренции ГАСУ и МАУ;
Относительно глобальных систем дистрибуции;
По авиатопливу.
Авиакомпания Атласджет Украина предоставляла подробные объяснения относительно первых двух расследований и готова предоставить всю необходимую дополнительную информацию и документы.
Также Атласджет Украина готовит заявление относительно антиконкурентных согласованных действий аэропорта Борисполь и МАУ (в частности, относительно скидок в зависимости от прироста пассажиропотока, которые не предлагаются другим авиакомпаниям и предпочитают МАУ).