05.08.15 
В последнее время СМИ много пишут о конфликте вокруг Мининфраструктуры Украины (МИУ), а частности, о деятельности главы министерства Андрее Пивоварском. Ниже - обзор последних публикаций, посвященных данной теме.

Запланированное на 14 августа заседание парламента может иметь роковые последствия для министра инфраструктуры Андрея Пивоварского. В СМИ сообщают, что премьер Арсений Яценюк готовит отставку главы ведомства. Особенно много претензий к министру накопилось из-за провальной работы МИУ в портовой отрасли. Опубликованные на днях первые результаты проверки портов, инициированные главой СБУ Василием Грицаком, показали, что Пивоварский и его подчиненные пустили проблему борьбы с коррупцией в портах на самотек, отмечают ряд изданий.

"В ходе проверки Одесского порта установлено, что должностные лица порта, Министерства инфраструктуры и Фонда государственного имущества передали ряд объектов порта в аренду частным предпринимателям. Вследствие этого, порт искусственно потерял возможность оказывать полный спектр стивидорных услуг, уменьшая поступления в бюджет страны. Спецгруппа также установила, что через арендованные объекты порта налажен канал контрабанды товаров", - сообщили в СБУ.

Однако, судя по всему, окружение министра разделять с Пивоварским ответственность за ошибки и провалы не собирается. В частности, в своем последнем интервью одному из популярных интернет-изданий первый замминистра инфраструктуры Владимир Шульмейстер вместо обычных заявлений о прозрачности и борьбе с коррупцией напустился с критикой на Администрацию морских портов Украины, охотно рассказывая, где подопечные Пивоварского "могут украсть".

По словам Шульмейстера, АМПУ продает поступающую на его счета валюту ниже рыночной цены. "Они (АМПУ – ред.) каждый день продают порядка 1 млн долл. Эти транзакции вызывают подозрение. Пример. У предприятия есть $100 тыс на продажу. Обзваниваются банки, чтобы узнать курс. Банк отвечает, что 23,4 грн за доллар. А ему говорят: "а давайте по 23,2 грн за доллар, а разницу положим в карман", - пояснил замминистра.

Шульмейстер выдает и еще один секрет. Треть своих средств АМПУ держит на счетах в небольших частных банках – "Пивденный" и "Восток". Замминистра явно намекает на то, что кто-то очень заинтересован, чтобы после исчезновения финучреждений (а подобных структур за последний год обанкротилось порядка полусотни), бесследно "сгорели" и средства Администрации.

Шульмейстер охотно "дает показания" и по делу Ильичевского морского торгового порта (ИМТП), вновь "невольно" подставляя министра. По словам Шульмейстера, Генпрокуратура фактически заставила министерство провести проверку ИМТП, на время отстранив начальника порта Юрия Крука от занимаемой должности.

"Министерство получило запрос от Генпрокуратуры о том, на каких условиях в Ильичевском порту работает компания "Транс-Сервис". В прессе ее связывают с семьей Круков. Обычно любой стивидор, наподобие "Транс-Сервис", получает $8-12 платы от грузоперевозчика за перевалку одной тонны груза. "Транс-Сервис" платит порту $1,26. Я не знаю, много это или мало, это покажет проверка. Но если бы порт делал это сам, то получал бы больше", - рассказал Шульмейстер.

Признание первого зама Пивоварского звучит довольно странно. Ведь это приказом министра был остановлен почти подошедший к финишу конкурс по назначению нового директора Ильичевского порта, благодаря чему Юрий Крук пусть и в статусе и.о., но продолжил занимать пост руководителя ИМТП.

Из слов Шульмейстера следует, что в министерстве знали, чем занимается и какие схемы проворачивает Крук в Ильичевском порту. Знали, но предпочитали помалкивать?

В этом смысле "тень министра" делает своему шефу медвежью услугу. Для Пивоварского тема Крука весьма болезненна. Трудно скрыть, что лишь после вмешательства Саакашвили МИУ перезапустило кадровый конкурс по Ильичевску. И, кстати, именно одесский губернатор, а не глава Мининфраструктуры, добился увольнения  Крука с должности директора порта.

Почему Крук устраивал Пивоварского? СМИ отмечают, любопытное совпадение: уже на следующий день после отмены конкурса на руководителя Ильичевского порта, его начальник ИМТП подписывает меморандум с французским инвестором Souffletgroup. Документ предполагает передачу в долгосрочную аренду портовых мощностей. В меморандуме говорится о сумме инвестиций от $70 до 100 млн. При этом несколькими днями ранее на заседании Кабинета министров министр называет еще большую сумму - 250 млн. евро! Интересно, что меморандум никого ни к чему не обязывает. Зато дает возможность Пивоварскому рассказывать о привлечении в портовую отрасль крупных инвесторов. Выглядит все так, словно Крук обеспечивал министру липовые "инвестиционные показатели", а тот закрывал глаза на беспредел и воровство в порту.

Ситуация с портами – не единственная тема, где позиции министра и его первого заместителя расходятся. Андрей Пивоварский во время визита в Полтаву заявил прессе, что скандальная история с новым и.о. генерального директора "Укрзализныци" Александра Завгороднего, которого обвиняют в лоббировании интересов компаний своей семьи, закрыта. Дескать, глава госпредприятия пообщался с журналистами и все им объяснил.

В то же Владимир Шульмейстер, видимо, понимая, что история будет иметь последствия, обещает, что МИУ будет всячески способствовать расследованию, которое проведут правоохранительные органы в отношении руководителя "УЗ". Кроме того, Шульмейстер говорит и еще одну крамольную вещь, явно не  согласованную с министром. По его словам, "руководители предприятий уровня "Укрзализныци" назначаются Кабмином. Между тем, Пивоварский назначил Завгороднего без согласования с правительством. Кстати, Шульмейстер активно "дистанцируется" и от самого Завгороднего, давая понять, что не имеет к "проблемному руководителю" отношения. Так, первый замминистра инфраструктуры публично опроверг заявление Завгороднего о восстановлении железнодорожного сообщения с Крымом.

Очевидно, Владимир Шульмейстер, пытаясь предугадать дальнейшую судьбу своего шефа, на всякий случай готовит себе "запасной аэродром". Конечно, подобными "разоблачениями" чиновник прикрывает и собственные неудачи. Ведь именно он курирует самые проблемные сферы МИУ – порты, авиацию, дороги. А логистика в портах так и не налажена, проект "открытое небо" не дал результата, а введение автоматизированного весового контроля для грузовых фур так и осталось проектом.

Насколько оправданна представленная версия, покажут ближайшие публичные выступления Пивоварского. Так или иначе, но на "откровения" своего зама министру придется что-то ответить.

Николай Ткачук   

Джерело АпострофЪ