11.08.15 

Украинская "дочка" турецкого авиаперевозчика "Атласджет" - авиакомпания "Атласджет Украина" на месяц перенесла старт полетов. Хотя буквально неделю назад перевозчик начал продажу билетов на три новых рейса из Украины в Стамбул (Турция), которые должны были открыться с приходом осени.

В частности, с 31 августа планировался старт полетов из Львова, с 1 сентября - из Запорожья, а с 3 сентября - из Харькова. Теперь первый рейс "Атласджет" из Харькова запланирован только 28 сентября, а остальные и того позже - 12 октября из Запорожья и 26 октября из Львова.

Отсрочку начала полетов у перевозчика объяснили техническими причинами, связанными с продажей билетов. "Начало выполнения рейсов Atlasglobal (коммерческое название перевозчика. - ред.) было отложено из-за пересмотра расписания полетов компании", - сообщили в пресс-службе. При этом клиентам пообещали компенсировать полную стоимость купленных билетов.

Впрочем, затем в компании признали, что главная причина переноса рейсов - отсутствие пассажиров. "Мы решили ориентироваться на спрос, - пояснил гендиректор "Атласджет Украина" Сергей Подгородецкий. - Начало полетов сместили на те даты, на которые есть продажи".

Еще недавно в профильном министерстве начало полетов "Атласджет" представляли как свою "победу". "Министерство для этого приложило огромные усилия", - хвалился два месяца назад министр Пивоварский. Чиновники продолжают заниматься самолюбованием и сейчас, когда у компании фактически произошел фальстарт. "Мы фактически создали почву, на которой появился новый украинский перевозчик - компания Атласджет Украина", - написал на днях в своем блоге министр.

Однако в действительности компания зашла на украинский авиарынок, скорее, вопреки действиям подопечных Пивоварского, нежели благодаря их поддержке.

Войну с Мининфраструктуры "дочка" турецкого авиаперевозчика вела давно. Компания зарегистрировала в Украине свое дочернее предприятие еще 13 сентября 2013 года, а 2 апреля 2014 года получила лицензию от Госавиаслужбы на выполнение регулярных пассажирских авиаперевозок. Однако свободно летать компания так и не начала. Из-за изменений правил на рынке авиаперевозок, которые инициировал глава ГАС Денис Антонюк, и судебных тяжб с "Международными авиалиниями Украины", "Атласджет" оставили без международных маршрутов.

Мининфраструктуры уже не раз обвиняли в лоббировании авиационных интересов Игоря Коломойского, которые на сегодня проявляются в практически монопольном положении МАУ на отечественном авиарынке. По мнению экспертов, защите рынка "от чужих" немало способствовал Денис Антонюк, который в течение многих лет работал в МАУ до перехода на госслужбу. "Шансы получить какое-либо назначение или право на воздушную линию равны почти абсолютному нулю, если, конечно, вы не МАУ", - комментирует ситуацию юрист фирмы Marchenko Danevych Андрей Гук.

При этом глава транспортного ведомства упорно не замечал крики о помощи других игроков авиарынка. Министр Андрей Пивоварский заявил, что готов помогать Атласджет закрепиться в Украине, но повлиять на решение комиссии Антонюка… не может". Если по какой-то причине бизнес-модель Атласджет не сработает, это уже не наш вопрос", - отметил министр.

Между тем, одесский губернатор Михеил Саакашвилии за считанные дни решил "проблему Антонюка", которую профильный министр почему-то опасался затрагивать. 26 июня на заседании комиссии Госавиаслужбы Саакашвили обвинил регулятора в монополизме одной авиакомпании, высоких ценах на билеты и коррупции. На следующий день, после встречи одесского губернатора с президентом Украины Петром Порошенко, министр инфраструктуры получил команду проверить работу ГАС и отстранить Антонюка с поста главы. После этого дела "Атласджет-Украина" неожиданно пошли в гору, и перевозчик получил 13 новых назначений на маршруты.

На вопрос, почему Пивоварский сам не только не решил проблему, но делал вид, что ее не существует, министр ответил оригинально. По его словам, у него нет других кадров, которые бы могли решать проблемы авиарынка без лоббизма. "Если подходить к этому так, что никто, кто раньше работал в "АэроСвите" или МАУ, не могут занимать руководящие должности в Госавиа, то придется брать иностранца", - подчеркнул министр.

Стоит отдать должное Пивоварскому. Свой провал он умело превратил в достижение - "Атласджет" представили СМИ как "нашу главную надежду и спасителя" - лоукостера, который разом решит проблему дороговизны авиабилетов. Лавры Саакашвили министр также приписал…себе. "Мы разблокировали процедуру назначения авиакомпаний на маршруты, которая не работала больше года", - скромно указал он.

В реальности стоимость перелета "Атласджет" далека от лоу-костеров. Ведь питание и багаж заранее включены в стоимость билета турецкого перевозчика, а на его самолетах присутствуют места первого класса. Поэтому эксперты скептически относятся к заявлению о бюджетных перелетах, полагая, что новый оператор вряд ли сможет предложить цены, значительно ниже, чем у МАУ.

"Это связано с большими расходами - средний возраст парка самолетов не такой уж и маленький, соответственно, самолеты требуют и большего техобслуживания, и расход топлива больше, чем у новых самолетов", - отметил член наблюдательного совета Украинской логистической ассоциации Артур Винюков-Прощенко.

При этом эксперт уточнил, что первое время "Атласджет-Украина" может демпинговать, чтобы накатать направления, но вряд ли ресурсов компании хватит надолго.

Как поясняет владелец консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий, заявление Мининфраструктуры о выходе на украинский рынок нового лоу-костера в лице "Атласджет-Украина" является популизмом, которым чиновники пытаются смягчить негативный эффект от закрытия украинского подразделения "Визз Эйр".

Даже простое сравнение цен "Атласджет-Украина" с "Визз Эйр" говорит не в пользу первого. Так, на рейс турецкого перевозчика из Харькова в Стамбул, протяженностью 1150 км, былаанонсирована цена в 1998 грн. Первый полет по этому маршруту запланирован на 28 сентября. "Визз Эйр" ни по одному направлению, объявленному турками, не летает. Однако его рейс из Катовице в Кутаиси, протяженность которого около 2100 км, составит всего 1100 гривен. А перелет в тех же числах протяженностью 1744 км из Киева в Ларнаку (Кипр), маршрут которого проходит над Турцией, "Визз Эйр" оценивает в 1750 грн. При этом перевозчик предлагает разнообразные акции, позволяющие дополнительно снизить стоимость. Стоит ли говорить, что пока эти рейсы осуществлялись самолетами украинской "дочки" лоу-костера, цены были еще ниже. При этом, стоимость перелета по этому маршруту в этих же числах у МАУ, о схожести регулярных цен "Атласджет-Украина" с которой говорят эксперты, стартует с 2558 грн.

"Атласджет" - это авиакомпания с ясной стратегией сетевого перевозчика. Ее концепция подразумевает весьма высококачественное обслуживание, вплоть до бесплатного трансфера пассажиров из аэропортов до города, а также транзитный трансфер пассажиров - чего у лоу-костеров не бывает",- подчеркивает Александр Ланецкий.
Поэтому ее появление в украинском небе не вернет бюджетных перелетов, потерянных с уходом "Виз Эйр". "Атласджет-Украина", создав конкуренцию МАУ, лишь сделает цены на билеты немного более либеральными. Если не погрязнет в борьбе с бюрократией и коррупцией в Мининфраструктуры и все-таки сможет встать на "широкое крыло".

Джерело censor.net.ua