Компания "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС), производитель региональных самолетов Sukhoi Superjet 100 (SSJ 100), признала, что принятые в ЕС и США антироссийские санкции могут затруднить выпуск и обслуживание воздушных судов.
Соответствующие риски перечислены в отчете предприятия за II квартал 2015 г.
Самым серьезным последствием санкций стал сбой (с декабря 2014 г. по июль 2015 г.) в поставках вычислителей системы самолетовождения, которые ГСС покупает у Thales Avionics. Причиной послужило то, что в программном обеспечении вычислителей содержится код двойного назначения.
Для того чтобы не срывать поставки, в Thales было решено разработать новый код, который не будет содержать элементы двойного назначения. В документе указано, что разработка начнется в августе 2015 г. В отсутствие нового кода вычислители поставляются без программного обеспечения, которое отдельно ставится на оборудование в филиале ГСС в Комсомольске-на-Амуре (КнАФ), В будущем, опасаются в компании, ужесточение санкций может сорвать или сильно усложнить поставки комплектующих от Thales, так как она пользуется услугами большого числа американских субподрядчиков.
В ближайшее время сложности могут возникнуть в работе с американской компанией Parker Aerospace, у которой ГСС закупают гидравлические системы. В частности, поставщик может ввести сертификат конечного пользователя, который запретит российскому производителю продавать свою продукцию отечественным нефтегазовым компаниям и поставлять ее в Крым. В случае нарушения запрета Parker имеет право отказаться от сотрудничества с ГСС. Сертификат конечного пользователя уже действует в отношении компонентов, которые ГСС закупает у предприятий, входящих в состав американской корпорации UTC. Речь идет о компаниях Goodrich (колеса, тормоза и тормозная система), Air Cruisers (аварийно-спасательное оборудование), Hamilton Sundstrand (электрические системы и турбины с приводом от набегающего потока). В частности, этим компаниям запрещены поставки компонентов "в составе ВС" для авиакомпании "Газпром авиа", а также МЧС и Управделами президента.
К числу поставщиков, на работу с которыми санкции могут повлиять в будущем, в ГСС отнесли американские TE Connectivity (элементы бортовой кабельной сети) и Honeywell (вспомогательная силовая установка), немецкую Liebherr (системы управления, кондиционирования воздуха, автоматического регулирования давления и противообледенения), французскую Zodiac Aerospace (интерьеры) и др.
Отдельно в списке упоминается PowerJet — СП французской двигателестроительной компании Snecma (входит в Safran) и российского НПО "Сатурн", которое поставляет для SSJ 100 двигатели SaM146. В документе говорится, что оно может прекратить продавать силовые установки, но не из-за антироссийских санкций, а в случае нарушения ГСС санкций, введенных против других государств — Кубы, Ирана, Ливии и т. д. (имеется в виду продажа самолетов эксплуатантам, зарегистрированным в перечисленных странах). Кроме того, PowerJet предостерегла ГСС от продажи самолетов тем авиакомпаниям, которые совершают регулярные рейсы в страны, находящиеся под действием санкций.
В числе "запретных" конечных пунктов упоминается Крым. В случае нарушения этого пункта PowerJet грозит прекратить послепродажное обслуживание в соответствующих странах. Относит ли компания Крым к России, в докладе не говорится. В первом полугодии доля импортных материалов в общем объеме поставок ГСС составила 83,59%.