Oбострение отношений между Россией и Украиной ведет к сворачиванию совместных производственных проектов в области самолетостроения.
В конце июля гендиректор самарского завода "Авиакор" Алексей Гусев сообщил, что предприятие приостановит сборку турбовинтовых грузопассажирских самолетов Ан-140, поскольку 34 завода-поставщика, расположенные на Украине, прекратили поставлять компоненты.
По его словам, заменить их на аналоги российского производства в ближайшее время не представляется возможным, поскольку головное КБ находится на Украине. В принципе, внесенные в июле поправки в Воздушный кодекс дают российским предприятиям возможность модифицировать самолеты марки "Ан" без согласования с разработчиком, однако процесс это непростой и небыстрый.
Пока же "Авиакор" соберет оставшиеся машины из существующих на предприятии заделов — в частности, предполагается, что три Ан-140 будут произведены по заказу российского Минобороны.
Все больше сомнений возникает и относительно судьбы программы производства турбореактивного регионального самолета Ан-148 на ВАСО. В феврале предприятие сообщало о планах передать в этом году заказчикам шесть Ан-148, причем в роли заказчиков выступают российские силовые структуры.
Проблемы с производством порождают проблемы со снижением спроса, получается порочный замкнутый круг. В апреле шесть самолетов Ан-148 сняла со своих регулярных рейсов авиакомпания "Россия" — крупнейший эксплуатант самолетов этого типа. Во многом благодаря ее усилиям на них начались коммерческие перевозки в 2009–2010 гг.
В общей сложности с начала эксплуатации Ан-148 в "России" они были задействованы на полусотне регулярных направлений по РФ, ближнему и дальнему зарубежью. Максимальный налет на один самолет Ан-148 в парке "России" по итогам пятилетней эксплуатации составил 400 ч в месяц, при этом средний налет достиг 315 ч в месяц.
В силу своих летно-технических характеристик самолеты Ан-148 допускают эксплуатацию в сложных условиях на севере и востоке России, и возможное прекращение их производства способно негативно сказаться на обеспечении транспортной доступности в этих регионах.