07.09.15 
Резонансная, скандальная, и в чем-то даже трагическая история с главой Госавиаслужбы Денисом Антонюком наконец завершилась.

4 сентября Кабмин одобрил его увольнение с должности, будто бы по результатам служебного расследования. Однако в обнародованном отчете этого расследования не нашлось ничего криминального, на Антонюка смогли накопать лишь несколько процедурных нарушений.

В конце концов, в Украине чиновников увольняли и за меньшее, особенно когда они становились объектом борьбы между властью и олигархами.

Начало истории

Проблемы у господина Антонюка начались фактически сразу после его назначения главой Госавиаслужбы весной 2014-го.

Первый серьезный скандал касался новых авиационных правил, которые Госавиа Антонюка утвердила без одобрения тогдашнего министра Максима Бурбака.

Тогда от авиаперевозчиков в адрес Антонюка прозвучали первые серьезные обвинения в лоббировании интересов авиакомпании олигарха Игоря Коломойского "Международные авиалинии Украины", из которой новый глава Госавиаслужбы собственно и пришел на госслужбу.

Бурбак вместе с Минюстом сразу заблокировали новые правила, и страна более полугода прожила вообще без авиаправил, что заблокировало выдачу любых разрешений на полеты.

Конфликт разрешился только в июне 2015 года, когда уже новый министр Андрей Пивоварский попросил одну из ведущих юркомпаний Baker & McKenzie объяснить, кто же на самом деле может выдавать разрешения на полеты.

Юристы сказали, что это право принадлежит все-таки Госавиаслужбе, и правила Антонюка должны были зарегистрировать в Минюсте.

Это разблокировало выдачу разрешений авиакомпаниям, но не прибавило спокойной жизни главе Госавиа.

Два президента, олигарх и один чиновник

Сразу после вступления в силу новых авиаправил вокруг Антонюка разгорелся новый скандал. По иронии судьбы он совпал по времени с началом войны президента Порошенко и "олигарха-патриота" Коломойского. Теперь против председателя Госавиа выступили куда более серьезные противники, чем участники авиационного рынка.

26 июня на заседание комиссии, которая выдает разрешения на полеты, по не совсем понятным причинам приехал новый председатель Одесской ОГА Михеил Саакашвили. Дело в том, что на том заседании рассматривалась заявка новичка украинского рынка AtlasJet, который заявлял, что одним из приоритетных для него направлений является именно Одесса-Стамбул. В итоге компании дали около двух десятков разрешений, а вот летать в Стамбул из Одессы так и не позволили, оставив это право исключительно за МАУ.

После этого Саакашвили и произнес свою уже знаменитую речь, обвинив лично Антонюка в том, что он продал государственную службу интересам Коломойского вместо того, чтобы брать пример с Грузии, которая полностью либерализовала авиационное пространстве.

Аргументов Антонюка - что грузинский опыт, возможно, и хорош, но исключительно для турецких компаний, которые там захватили весь рынок и фактически убили национальных перевозчиков, - слушать никто не захотел. Как и двусмысленных намеков руководителя МАУ Арона Майберга, который посоветовал Саакашвили объяснить, для чего он за день до заседания комиссии встречался с руководством AtlasJet.

Саакашвили ушел, громко хлопнув дверью. И, как стало известно впоследствии, пошел прямо к президенту.

Рассказ Саакашвили вызвал у Порошенко праведный гнев, и президент удостоил Антонюка поста на Facebook, где требовал немедленно разобраться с "протекционистской" деятельностью чиновника.

Министерство и Кабмин быстренько отстранили голову Госавиа и начали служебное расследование, а также провели обыски в квартире Антонюка.

За что же освободили Антонюка

Расследование в отношении Антонюка закончили в середине июля и передали его результаты в Кабмин "для принятия решения". Сам Антонюк в это же время вернулся к исполнению обязанностей, поскольку в постановлении Кабмина его отстранили до окончания расследования.

Уже после освобождения Антонюка Кабмин любезно рассекретил и выложил в общий доступ результаты этого расследования, которые и стали основанием для освобождения чиновника.

Однако комиссии, которая занималась служебным расследованием, удалось не так много накопать на "главного лоббиста МАУ".

Фактически, председателю Госавиа поставили в вину:

 

  • Утверждение не персонального состава комиссии по выдаче разрешений на эксплуатацию воздушных линий, а указание должностных лиц из структуры Госавиа, которые входят в эту комиссию автоматически, если занимают указанные должности.
  • Нарушения в работе этой комиссии:
    • Комиссия позволила себе провести внеочередное заседание после более полугодового простоя, да еще и не рассмотреть на нем всех заявок от авиакомпаний, а перенести часть из них на следующее заседание;
    • Комиссия рассматривала ходатайства перевозчиков, которые они подавали непосредственно на заседании, хотя должны были бы сделать это письменно к заседанию;
    • Комиссия забрала у перевозчиков разрешения на определенные маршруты, на которых они не летали последние 12 месяцев, хотя срок предоставления объяснений от части перевозчиков еще не истек;
    • Комиссия вносила новые вопросы в повестку дня, не сообщив об этом на своем сайте до заседания.
  • Несправедливость в правилах: расследование установило, что система начисления рейтинговых баллов, за которые компании получают назначения на рейсы, в значительной степени несправедлива. В частности, компания МАУ имела состоянию на 16 июня более 73 миллиона гривен долга перед государственным спецфондом, однако этот факт в начислении баллов и рейтинга компании не учитывался.
  • Предоставление разрешения МАУ осуществлять полеты в Амман (Иордания) по разрешению от 2012 года, которое выдавалось бессрочно, но которое, по мнению расследователей, МАУ должна переоформить. Комиссия по расследованию считает, что Антонюк не имел права согласовывать расписание полетов по этому маршруту, и должен был обращаться через МИД в Иорданию с сообщением о назначении МАУ на этот маршрут.
  • Разный подход в сертификации двух хендлинговых компаний "Аэрохендлинг" и "Транс-Аэрохендлинг", поскольку первую сертифицировали, хоть она подала неполный пакет документов, а сертификацию второй затянули на 2,5 месяца как раз из-за представления не всех документов. Это, кстати, единственная хоть отдаленно похожая на уголовное нарушение претензия к Антонюку.
  • Увольнение двух чиновников Госавиаслужбы, когда они были на больничном. При этом о возможном увольнении обоим сообщили более чем за два месяца, а именно незадолго до увольнения оба чиновника легли в больницу.

 

Как видно, с криминалом оказалось негусто, хотя в украинской истории чиновников увольняли и за меньшее.

Осеннее обострение

В начале сентября возвращение Антонюка на работу, которое состоялось в июле, внезапно подняло новую волну возмущения в президентском пуле.

Сначала раздался голос "против" из рядов президентской фракции в парламенте, где давний знаток авиарынка Владимир Арьев и еще ряд депутатов написали гневное письмо премьеру Яценюку, требуя освободить Антонюка и объявить открытый конкурс.

У депутатов якобы были "основания полагать, что Денис Антонюк откровенно лоббирует интересы одного из монополистов авиарынка Украины".

Правда доказательств лоббирования к письму почему-то не приложили, например, таких, как решение Антимонопольного комитета, где бы было указано, что в Украине есть хоть один авиамонополист. В конце концов, в украинской политике привыкли обходиться и без таких деталей, как доказательства.

Вспомнил о Антонюке и Саакашвили, который именно в то время давал большое интервью одному из каналов в Киеве. Возвращение председателя Госавиа так возмутило одесского губернатора, что он даже прервал свою сокрушительную критику Яценюка, чтобы лишний раз напомнить о Антонюке.

После этого люди, которые хоть немного ориентируются в украинских политических процессах, поняли, что главе Госавиа не усидеть на должности. Не помогут ему ни обращение "коллектива МАУ", ни нападки на Саакашвили на каналах Коломойского.

Уже на следующий день Кабмин уволил Антонюка. Представление о его увольнении внес министр Пивоварский, которого в правительстве считают протеже главы Администрации президента Бориса Ложкина.

Публичный президентский пул во главе с Саакашвили получил еще одну «победу», добившись освобождения очередного "нечестного чиновника" и "прислужника олигарха". Похоже, Саакашвили и Порошенко не хотят, чтобы их публичные выпады против конкретных лиц воспринимались как простые слова.

Интересно в связи с этим проследить развитие событий в новом публичном поединке Саакашвили, который на этот раз выбрал соперником премьера Яценюка. 

Джерело Экономическая Правда   Автор: Роман Романюк