Латвийские власти фактически запретили национальной авиакомпании airBaltic приобретать российские региональныесамолеты Sukhoi Superjet 100 (SSJ 100), пишет Reuters.
Это следует из нового пункта, который Сейм постановил внести в устав перевозчика, сообщает Delfi. Тем же решением латвийский парламент одобрил выделить для airBaltic 80 млн евро.
В новом пункте, который дополнил устав авиакомпании, говорится о том, что airBaltic запрещается покупать продукцию ВПК стран, против которых введены международные санкции. Несмотря на то, что SSJ 100 — гражданский самолет, его производитель "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) входит в структуру Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), которая выпускает в том числе и военную продукцию.
Выделение 80 млн евро поможет латвийскому перевозчику приобрести узкофюзеляжные самолеты CS300 канадского производителя Bombardier. Ранее сообщалось, что авиакомпания без инвестиций не сможет оплатить лизинг этих ВС. Государственные инвестиции, станут частью плана по рефинансированию airBaltic, который также предусматривает вложения со стороны инвестора из Германии — Ральфа Дитера Монтаг-Гирмеса, объявившего о покупке 20% акций перевозчика. Именно после этого объявления в СМИ появилась информация, что немецкий предприниматель, имеющий большой опыт работы в России, будет способствовать пополнению флота авиакомпании российскими SSJ 100. Агентству Reuters Монтаг-Гирмес заявил, что эти сведения не соответствуют действительности.
Обе суммы airBaltic получит в виде краткосрочных кредитов. Впоследствии они будут конвертированы в ее акции, после чего у правительства останется 79,99% бумаг. Тем не менее, латвийские власти продолжат поиск стратегического инвестора для авиакомпании (предпочтительно — европейского оператора). На поиски отводится два года. Если они увенчаются успехом, доля Монтаг-Гирмеса будет выкуплена.
Впрочем, не все в латвийском правительстве одобряют решение о предоставлении airBaltic госпомощи. В частности, как передает латвийское издание "Наша газета", депутат Сейма Рихард Эйгим сообщил, что "подобный заем уже был выделен в прошлом году — и никаких очевидных изменений в деятельности не произошло". По мнению Эйгима, более правильным вариантом, на его взгляд, было бы найти инвестора, который сам согласится инвестировать средства в авиакомпанию.
Самолеты Bombardier должны помочь airBaltic создать свой хаб в Восточной Европе. Всего авиакомпания заказала 13 таких самолетов, что крайне важно и для самого авиастроителя, который испытывает финансовые трудности.
Парк airBaltic сегодня состоит из пяти узкофюзеляжных Boeing 737-500 и восьми узкофюзеляжных Boeing 737-300, а также 12 региональных Bombardider Q400NG.