Еврокомиссия готовится смягчить требования к распределению долей инвесторов в европейских авиакомпаниях. Согласно действующему законодательству, доля иностранных инвестиций в перевозчиков из ЕС не может превышать 49%. Теперь это ограничение может быть пересмотрено.
Однако возможные послабления будут обсуждаться строго в индивидуальном порядке и на правительственном уровне. Последнее условие неслучайно: Еврокомиссия требует в обмен на свою любезность услугу от стран, не входящих в состав ЕС. Они должны будут предоставить данные о госсубсидиях в свои авиакомпании, а также предоставить европейскому регулятору дополнительные возможности для отслеживания финансовых вливаний в авиакомпании со стороны государств.
В первую очередь речь идет о перевозчиках из стран Персидского залива. Etihad, Qatar Airways и Emirates уже не раз обвинялись в получении госпомощи и нарушении правил честной конкуренции на рынке. Так, еще в начале нынешнего года американские авиакомпании American Airlines, United Continental и Delta Air Lines призвали правительство США разорвать действующее соглашение об открытом небе с ОАЭ и Катаром. Тогда главы трех крупнейших перевозчиков в США заявили, что за последние десять лет арабские страны вложили в свои авиакомпании порядка 42 млрд долларов, что позволило тем превратиться из региональных перевозчиков в мировых гигантов на рынке. Подобная практика, считают американские компании, нарушает правила честной конкуренции. С критикой в адрес стран Персидского залива выступили и европейские авиаконцерны, такие как Lufthansa и Air France-KLM.
Еврокомиссия пока воздерживается от прямых обвинений в адрес арабских перевозчиков, предпочитая таковым "экономическую дипломатию". Как заявила газете еврокомиссар Виолета Булц, "за последнее время было множество разговоров на эту тему, но лучшим ответом на все это будут честные, открытые переговоры".