Каковы основные проблемы у крупнейшего национального перевозчика и за что на самом украинцы не любят МАУ
Для крупнейшей украинской авиакомпании МАУ начало 2016-го оказалось богатым на события. Правда, совсем не те, которым были бы рады в авиакомпании. Так, 15 января Boeing 737, направлявшийся из Киева во Львов, вернулся в аэропорт вылета из-за появившегося в салоне запаха горелого пластика. На следующий день еще один самолет МАУ выкатился при посадке за пределы взлетно-посадочной полосы в аэропорту Жуляны. Еще одно воздушное судно отложило вылет 18 января по маршруту Киев-Вена из аэропорта Борисполь. Причина - трещина в иллюминаторе самолета.
Впрочем, чтобы разворушить соцсети, совсем не обязательно, чтобы у МАУ ломались самолеты. Компанию критикуют, даже когда она пытается провести в общем-то безобидную PR-акцию в честь своего 23-летия. По условиям конкурса, первая тысяча пользователей, опубликовавших фото или видео с поздравлением МАУ и хештегом #uia23, могли получить 50%-ную скидку на перелет. За один день украинский сегмент Фейсбука разделился на поклонников и антагонистов МАУ. Часть хвалила МАУ, надеясь на скидку, другие осуждали первых за продажность, а авиакомпанию - за жадность и плохой пиар.
Такая реакция на акцию и злорадство по поводу малейших неудач отлично демонстрируют различие в восприятии национальных брендов между украинцами и европейцами. Например, для немцев авиакомпания Lufthansa - национальная гордость, стоящая в одном ряду с Mercedes и BMW, а итальянцы, когда их Alitalia была близка к банкротству, требовали от правительства спасти ее.
ЛІГА.net разбиралась, действительно ли МАУ так плоха, как считают украинские путешественники, и что нужно сделать авиакомпании, чтобы ею гордились на родине.
Имидж - все!
Рынок авиаперевозок имеет свою специфику, и оценить качество услуг - довольно нетривиальная задача. Здесь нет консолидированного рейтинга, ранжирующего авиакомпании по эффективности или безопасности, поэтому уровень компании на фоне конкурентов оценить сложно. Новость, всплывшая в конце прошлого года, что МАУ вошла в тройку худших авиакомпаний мира, на самом деле более чем двухгодичной давности. Сравнить перевозчиков в Украине можно, основываясь на рейтинге, ежемесячно публикуемом Госавиаслужбой (ГАС). Но и эта информация не может быть полностью объективной, поскольку МАУ на многих маршрутах конкурирует с зарубежными перевозчиками, а с украинскими несопоставима по размерам.
По словам Хайнацкого, МАУ ничем не уступает по безопасности полетов и надежности техники сопоставимым по размерам европейским компаниям. "Важно разделять вопросы безопасности и сервиса. Все авиакомпании, независимо от уровня обслуживания, являются примерно одинаково безопасными, - говорит эксперт авиаотрасли Сергей Хижняк. - За этим следят авиационные власти страны, в которой зарегистрирована штаб-квартира перевозчика, проводя регулярные проверки. В случае обнаружения нарушений авиакомпания лишается сертификата эксплуатанта и больше не может выполнять полеты и перевозить пассажиров. Сложившийся имидж МАУ - это, скорее, вопрос слабого маркетинга и PR".
Имидж МАУ существенно подмочил ряд скандалов, сопровождающих авиакомпанию в последние годы.
"МАУ - крупнейший перевозчик, и любой неприятный инцидент идет в негатив, который имеет свойство накапливаться. Кроме того, МАУ были на слуху в связи с несколькими скандалами, такими как война с компанией Свисспорт, Атласджет, банками, Госавиаслужбой и прокуратурой по уплате сборов и т.д. В этих конфликтах МАУ выглядела негативной стороной, которая пытается всех учить жить по своим правилам, написанным только для них. И с этим МАУ не справилась. Перевозчик не смог объяснить причины и мотивы своих действий так, чтобы это было понятно широкой публике", - говорит партнер юрфирмы Анте Андрей Гук, представляющий интересы авиакомпании Атласджет-Украина, которая больше года не могла начать полеты в Украине (по одной из версий, по причине противодействия со стороны МАУ и выходца из авиакомпании, экс-главы Госавиаслужбы Дениса Антонюка. - Ред.).
В то же время Гук подчеркивает, что инцидентов с самолетами МАУ не больше, чем у других авиакомпаний. "Такие вещи, как последние происшествия, это вполне штатные инциденты. Такое случается", - говорит эксперт.
Только тогда стало известно, что у МАУ самый молодой в Украине флот и низкие тарифы. "У нас цены ниже, чем у мировых лоукостов. В 2015 году наши тарифы на час полета составили $33. У Ryanair в 2014-м - $36, и Easyjet - $59", - уверял Майберг. По его словам, авиакомпания использовала все свои ресурсы, чтобы максимально снизить тарифы (этим объяснялась отмена бесплатного питания на ряде рейсов). Дальнейшие шаги должно предпринять государство: снизить аэропортовые сборы, налоги и цены на топливо в украинских аэропортах.
"У МАУ очень адекватное соотношение по цене-качеству, - говорит Андрей Гук, представляющий услуги компании-конкуренту. - Просто при отсутствии большого конкурента весь негатив проецируется в негативный образ МАУ. При этом позитив воспринимается намного сложнее. Обществу не интересно, что несколько тысяч сотрудников имеют работу, что развивается и поддерживается сеть маршрутов, которыми другие компании бы не летали, что в целом цены ненамного отличаются от иностранных перевозчиков, а в некоторых случаях и ниже. Кроме того, у украинце есть стереотип, что иностранное - хорошо, украинское - плохо. А когда еще и есть много мелких подтверждений - вот и общий негатив".
Жизнь без МАУ
Станут ли авиабилеты дешевле и придут ли в Украину лоукосты, если предположить, что МАУ последует примеру АэроСвита и прекратит полеты? Нет. "Лоукосты и цены - это не вопрос присутствия на рынке МАУ, - поясняет Андрей Гук. - Это вопрос платежеспособности, состояния экономики, регуляторных ограничений и прав ведения бизнеса". При этом уход с рынка настолько масштабной компании - негатив для экономики.