09.02.16 
ImageВ столичном аэропорту заставляют идти на досмотр 4/5 пассажиров из «зеленого коридора»

Беспардонное поведение украинских таможенников в аэропортах давно известно и не раз обсуждено как в чиновничьих кабинетах, так и на интернет-форумах пассажиров. Даже если вы ничего не везете и совершенно оправдано выбрали для себя «зеленый коридор», это ничуть не гарантирует беспроблемное прохождение контроля – вы легко можете оказаться в числе тех, кого «завернут» в «красный» коридор.

В фискальной службе поясняют столь щепетильные досмотры тем фактом, что после терактов в Париже (напомним, они произошли в роковую пятницу 13 ноября 2015-го года) руководитель ведомства Роман Насиров распорядился проводить более тщательные досмотры в связи с возросшей террористической угрозой. Согласно этого документа таможенные подразделения обязаны предпринять дополнительные меры и усилить контроль над движением товаров, транспорта и личных вещей граждан через границу. Правда, если брать во внимание аэропорты Киева, то «самозабвенно» выполняют распоряжение главы ГФС только сотрудники таможни Международного аэропорта «Киев» («Жуляны»). В «Борисполе» такого ажиотажа не наблюдается. Интересно, что параллельно в аэропортах Европы (где уровень таковой угрозы, как известно, существенно выше) идет работа, напротив, на упрощение прохождения таможенных процедур – во всяком случае для тех пассажиров, кто явно не представляет потенциальной угрозы и не вызывает интереса спецслужб.

Подъем или крушение?

Справедливости ради стоит заметить – Международный аэропорт «Киев» («Жуляны») имеет неплохой потенциал, в том числе как площадка для вхождения в Украину авиакомпаний формата лоу-кост. Достаточно вспомнить тот факт, что именно сюда перебралась в свое время дочерняя компания Wizz Air. В минувшем году компания покинула Украину – из-за резкого сокращения пассажиропотока.

Сейчас объемы пассажиропотока могут возрасти – в первую очередь, в аэропортах со статусом международных. А если, как надеется министр инфраструктуры Андрей Пивоварский, в Украину зайдут несколько лоу-кост-компаний, этот рост может быть существенным уже в этом году. По оценкам аналитиков рынка, ниша недорогих авиауслуг в Украине все еще свободна, спрос на них достаточно высок. Причем, по прогнозам, к концу года он будет лишь возрастать. Это значит, что объемы пассажирских авиаперелетов могут подняться до докризисного показателя и вырасти на 25-30%.

Если же при этом таможенный режим и подход к досмотрам останется прежним, отрасль ждут коллапс и непоправимые имиджевые потери. Пострадают, в первую очередь, те аэропорты, где культура ведения таможенного досмотра находится на печальном уровне, как сейчас в «Жулянах». До тех пор, пока пассажира и его багаж будут рассматривать как источник дополнительного заработка, а многочасовые очереди останутся символом украинских аэропортов, наша страна не только не дождется новых операторов в своем небе и на взлетных полосах аэропортов, но и рискует потерять уже имеющихся.

Жертвы терактов?

Если вы попали в число досматриваемых и процесс пошел, вам — в лучшем случае — нахамят. В худшем – задержат на несколько часов, потреплют нервы, и что бы ускорить процесс намекнут на взятку. Досматривают наши таможенники с пристрастием. Название МА «Киев» («Жуляны») вот уже несколько лет наиболее часто фигурирует на форумах пассажиров как синоним таможенного беспредела.

Те, кто выбрал этот аэропорт, должен запастись не только терпением, но и дополнительными суммами для взяток, которые, возможно, придется давать на таможне, советуют на форумах авиапассажиров опытные путешественники. Даже «таксу» за беспроблемно прохождение контроля называют: от 15 до 50 долларов. Правду ли пишут на форумах и берут ли тамошние таможенники взятки, — вправе выяснять правоохранительные органы.  Но то, что там останавливают для досмотра беспрецедентно большое число пассажиров рейса, идущих по «зеленому коридору» — доказанный факт. При том, что – по внутренним нормам аэропорта – общее число досматриваемых из «зеленого коридора» не может превышать 10% от числа всех пассажиров. Так как – принято считать – бОльшая доля нарушителей закона просто физически не может находиться на одном борту. Особенно ужесточились проверки со второй половины ноября прошлого года.

Пренебрежительно относятся там не только к самим пассажирам, но и к их багажу.

«Отношение к багажу оставляет желать лучшего… Чемодан получил весь поломанный, ручка для транспортировки на колесиках настолько изогнута, что невозможно достать, вскрыты пломбы и — поскольку был закрыт на замок —выломана собачка, весь в пятнах… Чемодан девушки тоже вскрывали и все перевернули. Какое надо иметь отношение к людям, чтоб так поступать с их вещами???»—  возмущается один из гостей форума авиапассажиров  forum.airlines-inform.

Это не единичная жалоба на то, что багаж досматривается без присутствия его хозяина. Между тем, согласно Таможенного кодекса Украины, таможенный орган имеет право провести досмотр багажа (в том числе и с его вскрытием) в случае, если на то есть основания. И обязательно – в присутствии пассажира или уполномоченного им лица (статья 339  Кодекса).

Права без обязанностей?

Напомним, среди прочих прав, которыми наделены сотрудники таможенных органов, — право требовать декларирование провозимого багажа. Если вещи, которые провозит пассажир, кажутся сотруднику таможни подозрительными, либо в декларации, возможно, указана недостоверная их стоимость, он имеет право заняться их оценкой, привлекая к этому руководство и экспертов. Таможня может требовать от пассажира все документы, подтверждающие его право на перевозку тех или иных вещей. В исключительных случаях может проводить личный осмотр.

В свою очередь, пассажир имеет право на уважительное к себе отношение со стороны представителей фискальной службы. Именно это указано в Кодексе как одна из обязанностей таможенников. Как видим, обязанности выполняются  далеко не всеми.

До Европы как до неба

Попытки  «Жулян» урезонить таможенников успехом не увенчались. Тем временем, многочасовые «заторы» из досматриваемых пассажиров как ничто иное бьют по имиджу предприятия, отмечают аналитики отрасли.  И вынуждают пассажиров – в лучшем случае сменить аэропорт на более комфортный (тот же «Борисполь» или «Львов»), в худшем – и вовсе исключить Украину из числа стран, через которые летают транзитом или куда прилетают по турвизе.

«Летели из Дубаи, торопились домой на рождественские праздники, — рассказала нам пассажирка рейса «Дубай-Киев» Галина Остапчук,— Пошли по «зеленом коридору», так как прилетели с пустыми руками и 50 долларами, чтоб на такси домой добраться… Но, видно, я лицом не вышла, начали нас досматривать. Разумеется, ничего не нашли, но мы потеряли уйму времени. Досмотры идут долго, таможенники ведут себя нагло и грубо, видела, как одной женщине вызывали даже врача… Очень неприятно все это, мне «Жуляны» очень подходит, он и удобный, и чистый, быстрее добираться, чем в «Борисполь».  Хочется заставить таможню работать по-европейски, и не портить нервы своим гражданам и имидж страны…»

Процедура таможенного досмотра прибывших пассажиров во всех европейских аэропортах примерно одна и та же: будь то в Берлине, Брюсселе или Лондоне, рассказывают украинцы, побывавшие за рубежом. Если ты не вызываешь подозрения, не нарушаешь правил ввоза вещей и продуктов, не сбиваешься при ответе на ключевые вопросы и имеешь весь пакет документов – на тебя потратят максимум несколько минут.

В родных же украинских аэропортах пассажиров могут «мурыжить» часами, придравшись к мелочам. Так что до европейских стандартов нам по-прежнему – как до неба.

Джерело avia.biz.ua