Житомирский аэропорт, который недавно впервые за четверть века принял свой первый самолет, подал пример для многих украинских аэродромов.
Привлечение частных инвестиций позволило руководству аэропорта восстановить инфраструктуру, а также задуматься о получении статуса международного аэропорта. Активно он заработает уже весной, но на этом модернизация не заканчивается. «Будем увеличивать полосу до 2,4 км, на 40 м, чтобы могли принимать самолеты типа Airbus 320. Хотели бы, чтобы к весне появилась такая возможность — летать, скажем, в Одессу, Львов. Ну и тут же параллельно будет создавать пункт пропуска через границу», — отметил в своем заявлении директор аэропорта Сергей Будяк. В свою очередь городской глава Житомира Сергей Сухомлин добавил, что инвестор в прошлом году уже выплатил в бюджет города 1,5 млн грн, а также развитие аэропорта может дать около 400 рабочих мест. Столь радужные обещания заставили нашу редакцию проанализировать перспективы отечественных аэропортов, которые уже давно списали или отложили в длинный ящик.
Большинство отечественных аэроузлов находятся в коммунальной собственности, чем и объясняется их столь плачевное состояние, также масла в огонь подливают и неподъёмные цены на авиаперелеты. В Украине существует свыше 30 аэропортов, предназначенных для крупных пассажирских и грузоперевозок, 16 из них имеют статус международных, но лишь половина из них активно функционирует. После Евро-2012 многие аэропорты претерпели качественные изменения. Так, в том же 2012 году аэропорт имени Даниила Галицкого во Львове признали лучшим в СНГ. Самый крупный и развитый аэропорт находится в Борисполе, недалеко от столицы. Последние два аэропорта единственные в стране, которые не перебывают в коммунальной собственности. В черте города Киев также находятся «Жуляны». Гигантами на этой арене в свою очередь являются воздушные гавани в Днепропетровске, Харькове, Одессе. Основные авианаправления – внутренние авиаперевозки, Восточная Европа, Средиземноморье. Конкурировать с железной дорогой воздушному транспорту пока не удается. Увесистый ценник на авиабилеты почты в 4-5 раз превышает стоимость билетов на поезда.
Конфликт на востоке Украины стал катализатором воскрешения многих военных аэродромов, которые попросту не функционировали долгое время. Полеты на таких авиаплощадках осуществлялись лишь раз в год – для проверки дееспособности техники. Существуют примеры совместной эксплуатации аэропортов как военными, так и гражданскими. Ярким примером является Винницкий аэродром. Он также, как и Житомирский, находится в Центральной Украине, однако планов конкурировать со столичными аэровокзалами у винничан пока нет. В интервью «Метро Ньюс» директор аэропорта Ярослав Мазурец рассказал о планах на будущее: «Сейчас аэропорт обслуживает 42 человека. Мы эксплуатируем его совместно с военными. В прошлом году пассажиропоток упал до 10 тыс. человек. В 2014 году мы приняли 15 тыс. Хотя количество рейсов сократилось не несущественно – 300 самолетов в год. Мы, как и все почувствовали на себе кризис. Регулярных рейсов мы не принимаем, исключительно чартерные. Преимущественные направления – Европа, Азия и Ближний Восток. Планируем в скором времени наладить регулярные рейсы». На вопрос возможна ли конкуренция с железнодорожным транспортом в пределах страны Ярослав Леонидович ответил: «Был лишь один министр, который работал в этом направлении. Он сделал беспрецедентные действия для этого, однако ни до, ни после него, никто не хотел заниматься этим вопросом. Мы с нетерпением ждем такого же министра».
Есть множество аэропортов, которые пребывают просто в ужасном состоянии. В 2011 году перестал функционировать Хмельницкий аэропорт, вследствие аварийного состояния взлетно- посадочной полосы. Ранее там работало 30-40 человек. Сейчас персонал составляет лишь четыре – охранники и директор. Руководитель аэропорта Чепесюк Анатолий поделился с «Метро Ньюс» своими планами по восстановлению былой славы главного аэроузла области: «Наибольший пассажиропоток был в 2007-2010 гг. Основными направлениями были Стамбул, Симферополь и Киев. Сейчас нам нужны десятки миллионов гривен лишь на восстановление взлетно-посадочной полосы. Долги аэропорта превышают 3 млн грн. Но мы не расстраиваемся. Инвесторов пока нет. Через неделю, 17 февраля, на заседании облсовета будет рассмотрено решение о погашении долгов с областного бюджета. На следующей сессии облсовета планируется обсуждение программы восстановления аэропорта и привлечения Украэропроекта с целью оценки требующих инвестиций». Комментарии директора аэропорта не обнадеживали на скорую реинкарнацию аэропорта, однако представители Хмельницкого управления инфраструктуры при облсовете располагали воодушевляющим оптимизмом: «Наш регион славится наибольшим базаров в Украине. Много товаров везется с Китая. Прямые авиаперевозки с Поднебесной позитивно повлияли бы на развитие региона. К тому же скоро запустится курорт «Сатанов». Нашими минеральными водами заинтересовались израильские инвесторы, именно они и вложили деньги в наш курорт».