Как вы думаете, сколько стоит перевозка 200 квадратных метров кровельного профнастила на расстояние 15 км?
Так вот, если верить акту приемки выполненных работ по реконструкции грузового терминала ОКП «Аэропорт Сумы», такая перевозка обошлась в 11 тыс. грн! А 180 кв.м металлического профиля для забора перевезли на такое же расстояние (15 км) почти за 10 тыс. грн.! Для сравнения корреспондент поинтересовалась у своего знакомого, работающего на одном из сумских предприятий и специализирующегося на доставке металла. Оказывается, его предприятие везет 20 т металла аж из Днепропетровска (!) при транспортных расходах не больше 5 тыс. грн.
К чему подсчеты
На сессии Сумского облсовета запланирован отчет директора Обласного коммунального предприятия «Аэропорт “Сумы”» Константина Ефименко. Хочется надеяться, что новый депутатский корпус наконец-то прекратит практику своих предыдущих коллег признавать работу директоров коммунальных предприятий удовлетворительной «с голоса», без компетентного анализа финансовой деятельности. Даже не будучи специалистами, ознакомившись с рядом документов, предоставленных ОКП «Аэропорт Сумы», журналисты и общественные активисты нашли определенные логические несоответствия, которые могут заинтересовать и депутатов, и компетентные органы. Было бы желание. Но на обращение в милицию Сумской общественной организации «Евромайдан» следователь почему-то требует от активистов представить доказательства.
Кроме того, в последнее время наблюдается настораживающая тенденция: буквально с каждым днем коммунальное предприятие становится все более закрытым для общественности. Недавно в аэропорту работала ежегодная комиссия Госавиаслужбы из Киева, дающая сертификат авиационной безопасности, но на просьбу сообщить результаты проверки журналисты и общественные активисты получили отказ. В ходе судебных разбирательств по трудовым спорам представители аэропорта и управления имуществом облсовета неоднократно заявляли: все решает директор, и никто, включая собственника, коим является облсовет, не имеет права вмешиваться в работу предприятия, т.к. это не бюджетная организация. Действительно, формально – не бюджетная, но из облбюджета ежегодно выделяются миллионы для пополнения уставного фонда, которые предприятие благополучно проедает. И судя по тому, что накануне отчета К.Ефименко перед депутатами в аэропорту организовали сбор подписей в его поддержку, всех такое положение устраивает.
Логистический тупик
В то время как областные власти с назначением Константина Ефименко связывали планы возобновления полноценной работы аэропорта, за период его руководства предприятием авиарейсы почти прекратились. Торжественно открывая грузовой терминал накануне выборов в октябре прошлого года, все надеялись на первый грузовой рейс уже в течение месяца. Говорили, что вот-вот будет подписан договор с поляками. Но, увы – никакие поляки в Сумы не прилетели, грузовой терминал так и остался незадействованным.
Потом, в декабре прошлого года, начальник управления коммунального имущества Сумского облсовета Николай Коваленко на встрече с общественными активистами «по секрету» рассказал о якобы намечающихся планах базирования в аэропорту самолетов некой частной украинской авиакомпании, которая осталась без базы из-за военных действий в Донецком аэропорту. Но и это, судя по сегодняшним реалиям, тоже не сработало.
В январе людей, интересующихся состоянием дел в аэропорту, удивило заявление министра инфраструктуры Украины Николая Снитко о том, что «в Украине из-за снегопада не работают аэропорты только в Сумах и Херсоне». Будто бы в министерстве не знают реального состояния Сумского аэропорта и почему он не работает. Хотя отчасти министр прав – и из-за снегопада тоже, поскольку, чтобы чистить снег, нужна исправная техника.
Теперь распространяется информация о намечающихся регулярных пассажирских рейсах Сумы-Киев, чему якобы сильно содействует нардеп Александр Сугоняко, являющийся членом депутатской комиссии по транспорту.
Обещаний много, но реально за время пребывания нового директора в Сумы прилетал всего один самолет - с нардепами на борту. И было это в декабре прошлого года.
Убытки выросли в четыре раза
Объективности ради отметим: к моменту прихода К.Ефименко на предприятие (25 мая 2015 года) оно уже было убыточным – в 2014 году убыток составлял 433 тыс. грн. Но в 2015 году убытки не только не сократились, а выросли почти до 2 млн. грн. Рост убыточности директор объясняет нестабильной ситуацией в стране, ростом цен на энергоносители, расторжением договоров с СМНПО на базирование и обслуживание самолета ЯК-40. А также отсутствием регулярных рейсов и высокой стоимостью авиаперевозок. Кроме того, в своем докладе К.Ефименко отмечает, что взлетная полоса аэропорта позволяет принимать самолеты ТУ-134, Як-40, Як-42, Ан-24, Ил-18, которые почти не используются.
Спрашивается: что же сделал новый менеджер? За девять месяцев его руководства предприятие успело построить грузовой терминал, который не используется, подготовить т.н. старую зону аэропорта к приватизации, которая была остановлена, и провести сокращение штатов, якобы для экономии средств, но экономия получилась весьма сомнительной.
Вот мы и решили подробно проанализировать результаты деятельности по этим трем направлениям. Честно признаемся: изначально поставили себе цель - найти недостатки. Ведь о достоинствах директор в своем отчете на сессии и сам расскажет.
Грузовой терминал: все познается в сравнении
Сооружение, именуемое грузовым терминалом, представляет собой сравнительно небольшое здание из силикатного кирпича, разделенное по-середине кирпичной перегородкой. Крыша – из профнастила. Входом в каждое из двух помещений служат металлические ворота. На полу – плитка из керамогранита. Внутри терминал оборудован пожарной сигнализацией и проведено электричество. Вот, по сути, и все. Цена строительства – больше полумиллиона (542 575 грн.). Строительные работы велись в августе-октябре прошлого года. Подрядчик – ФОП Романченко Александр Николаевич – получил подряд без тендера. И в этом нет нарушения – законодательство позволяет без конкурса осваивать суммы в пределах 1,5 млн. грн. Вопрос в том, как экономно они осваиваются.
Берем акт приемки выполненных работ и сопоставляем цены по некоторым позициям с существующими на рынке. Информацию черпаем из украинских интернет-ресурсов. Примечательно, что почти по всем исследованным позициям найденные нами ценовые предложения оказались примерно на треть, а то и вполовину ниже, чем заплатил КП «Аэропорт».
Возьмем, к примеру, систему сигнализации. Так, датчик движения IVORY на http://sigma-shop.com.ua/product/3306 (Сумы) стоит 22 $, т.е. х 30 грн (безнал) = 660 грн. В то время как КП заплатило 998,80 за штуку. Кабель пожарной сигнализации на http://www.avtomats.com.ua/3030-fire_alarm_cables.html стоит 9,58 грн./м
Аэропорт аналогичный купил по отпускной цене – 13,76 грн./м
Автомат светочуствительный (cумеречное реле) мы нашли по ценам от 464 до 489 грн. (http://smartsvit.com.ua/p/1622075-rele-sumerechnoe-asg-16-azh-106-16a-ir65-germeticheskoe-s-vmontirovannym-svetochuvstvitelnym-datchikom/ 490 грн; http://tehnodnepr.com/p1322257-rele-asg-asg.html465,60 грн;
http://xn--80aqfjjq.com/p42054504-sumerechnoe-rele-asg.html 489,60 грн.). В то время как в смете аэропорта значится отпускная цена – 622,5 грн. Примерно такое же процентное соотношение не в пользу бюджета предприятия и по выключателям.
Переходим к расходным материалам. Грунтовка ГФ-021 красно-коричневая, согласно акту, приобретена по отпускной цене 37200 грн. за тонну (куплено товара на 900 грн). А в Сети http://prom.ua/p596698-grunt-021-dlya.html аналогичный продукт предлагается по 26,40 грн./кг – это значит 26400 грн за тонну.
Теперь сравниваем цены на металл. Арматура (класс А-III, диаметр 10 мм), если верить смете, куплена по отпускной цене 12980 грн за тонну, а двутавры №24 - 18900 грн за тонну. В то время как, к примеру, в Cумском филиале ООО «Металлобазы Комэкс» в августе аналогичный металл продавали за 11 тыс. грн и 19400 грн. за тонну. Таким образом, двутавры стали редким исключением из общей тенденции – их приобрели дешевле. И привезли на расстояние 15 км всего за 13 грн. 61 коп.
Но, как выяснилось, самые интересные позиции в смете - профнастил и профиль ПС-10. Первый используется для кровли, второй – т.н. заборный. Оба, как уже упоминалось, привезены по баснословной цене. Транспортная составляющая – 53,78 грн за квадратный метр при отпускной цене самого металла 125 и 109 грн./м кв. соответственно.
Корреспондент «Данкора» лично присутствовала на торжественном открытии терминала и «заборного» профиля там не обнаружила (а по акту приемки выполненных работ его закупили аж 180,92 кв.м). Предположительно его должны были использовать для ограждения строительной площадки. Но, как утверждают работники аэропорта, забора вокруг стройки они тоже не наблюдали.
По многим пунктам цены сравнить не удалось, т.к. не указано точное наименование, а искать по шифру – дело специалистов. Такая же ситуация и с «расходами труда работников», где за количеством «человеко-часов», как правило, скрываются основные приписки.
Журналисты - не фининспекторы, не правоохранители и не судьи, поэтому не вправе обвинять кого-то в чем-то, но, согласитесь, такое расхождение в цифрах может свидетельствовать как минимум о неэкономном расходовании бюджетных средств, причем на предприятии, которое не может свести концы с концами и постоянно просит денег из карманов налогоплательщиков.
Старая зона: аукцион не состоялся
Как рассказал «Данкору» председатель облсовета Семен Салатенко, первое, что он сделал, придя в должность, - остановил процесс приватизации объектов старой зоны аэропорта, понимая, что это не что иное, как земельный дерибан. «Хочется верить, что у нас не всегда будет такая сложная ситуация в стране и со временем Сумской аэропорт понадобится. Но если мы раздадим землю под старой зоной, то аэропорт не заработает никогда», - считает С.Салатенко.
Напомним: земля старой зоны аэропорта является собственностью громады города. Целевое назначение – земли авиатранспорта. В то время как К.Ефименко рисовал постприватизационную перспективу этого участка в виде оптового сельхозрынка, о чем в конце прошлого года информировал начальника управления имуществом Николая Коваленко, который впоследствии и объявил аукцион. А подготовка к приватизации объектов склада ГСМ заключалась, по сути, в приведении их в полную негодность – вырезалось и распродавалось все, что можно было продать. Так что при желании город, как владелец земли, может констатировать факт неиспользования ее по целевому назначению и потребовать возврата земельных участков. А не наблюдать, как будут продавать с аукциона объекты, которых практически уже не существует. Стартовая цена всех объектов на несостоявшемся аукционе была установлена в 12 млн. грн. А речь идет более чем о 6 га земли в черте города.
По данным отчета К.Ефименко, опубликованном на сайте облсовета, в связи с ликвидацией склада ГСМ и списания основных средств было сдано 19,1 т металлолома на общую сумму 184,4 тыс. грн. Кроме того, проведено списание семи старых автомобилей и одного трактора. Причем на предприятии поговаривают, что упомянутый в отчете трактор «Кировец 700» якобы уехал через КПП своим ходом, о чем свидетельствовала запись в журнале. Но потом этот лист оказался вырванным.
В отчете К.Ефименко не упоминается о спиленных деревьях, хотя на территории старой зоны были и дубы, и березы, и ели. Теперь их там нет. Большая часть старой зоны аэропорта представляет собой заброшенный пустырь с руинами. Из действующего – осталась стоянка, на которой на правах аренды размещаются заправщики. Время от времени жители ближайшего дома жалуются, что под видом стоянки там действует газовая заправка, где регулярно заправляются маршрутки. Вот и 15 февраля в редакцию поступил сигнал о возобновлении работы заправки на колесах. Жители сообщили, что около месяца назад на стоянку вернули будку и фонари для освещения и с тех пор каждый день, включая выходные, с 12.30 до 14.30 туда заезжают маршрутки №3.
Сокращение штатов - сомнительная экономия
Как выяснилось на судебных заседаниях по рассмотрению трудовых споров, сокращение штатов К.Ефименко проводил по рекомендации комиссии облгосадминистрации. В результате оптимизации два работника были уволены, а принято на работу около десятка новых людей. Трудоустроили бухгалтера, слесаря, водителя, электрогазосварщика, начальника пожарной охраны, деловода, фельдшера, стрельца.
Одна из двух сокращенных работниц - заведующая пропускным бюро Эмма Коломыцева, ставшая по долгу службы свидетелем вывоза материальных ценностей из старой зоны, - восстановилась по решению суда. Суд обязал предприятие выплатить ей среднюю заработную плату за время незаконного увольнения (3257 грн), компенсировать моральный ущерб (1 тыс. грн) и погасить судебные издержки (2436 грн.). Кроме того, КП «Аэропорт Сумы» понесло затраты на госпошлину при подаче апелляции, которая была отклонена. Вот и посчитайте «экономию» от сокращения штатов. Сейчас Эмму Коломыцеву снова собираются увольнять.
Еще один шаг К.Ефименко в сторону оптимизации заключался в том, что сертифицированный специалист (на сертификацию потрачено 2 тыс. грн) осталась без зарплаты и средств к существованию. Директор издал приказ, согласно которому оплата труда старшего оператора группы технических средств контроля безопасности Беллы Абрамовой производится только по факту выполненной работы, т.е. обслуживания рейсов, которых, как известно, месяцами не бывает. В то время как все остальные, включая директора, получают жалование независимо от приема-отправки самолетов. После того как Белла Абрамова обратилась в суд и рассказала о таком дискриминационном приказе журналистам, директор ее вообще отстранил от работы.
Как ни удивительно, но в данном случае суд встал на сторону работодателя. Хотя на первых заседаниях судья Заречного райсуда Алла Клименко выражала удивление последствиями оспариваемого приказа. «Как вы себе представляете? Она должна сидеть дома без зарплаты и ждать, пока ей позвонят по телефону и вызовут на работу?!» – спрашивала она юриста аэропорта.
Отказ суда в удовлетворении ее иска Б.Абрамова связывает с появлением в деле адвоката Юрия Ломаки. Кстати, Ю.Ломака уверял журналистов, что представляет интересы К.Ефименко на общественных началах – по старой дружбе.
Эмма Коломыцева, проработавшая на предприятии 30 лет, и Белла Абрамова (семь лет) считают, что увольнением и отстранением от работы директор пытается избавиться от специалистов, способных критически оценить степень его профессионализма как руководителя авиапредприятия. «Если убираются работники, непосредственно участвующие в обслуживании рейсов, а в штат набираются люди, не имеющие к авиации никакого отношения, как можно говорить о перспективе развития аэропорта?» – спрашивает Б.Абрамова.
Вот мы и адресуем этот вопрос депутатам облсовета, которые готовятся выслушать отчет К.Ефименко. Начальник управления имуществом Сумского облсовета «с понедельника» обещал «прошерстить» штатное расписание и разобраться в ситуации, однако с визита общественных активистов в его кабинет прошло два месяца, но так ничего и не изменилось.