11.03.16 
ImageПравительство озаботилось развитием украинской авиации. Чиновники намерены до 2023 года привлечь около 9 млрд гривен в строительство и модернизацию аэропортов. Они надеются, что это приведет к двукратному росту пассажиропотока. Мало того, чиновники рассчитывают, что каждый третий пассажир будет летать лоукостерами.

В мечтах о росте

Кабинет министров принял Государственную целевую программу развития аэропортов на период до 2023 года. Кроме того, планируется создать единую государственную сеть аэродромов. Для этого аэродромы государственной и коммунальной формы собственности будут объединены в одно госпредприятие, которое будет находиться в сфере управления Министерства инфраструктуры. Под такие критерии попадут аэродромы Одессы, Запорожья, Херсона и других украинских городов.

 Мало того, из коммунальной в государственную форму собственности планируется передача аэродромов международных аэропортов "Днепропетровск", "Киев" (Жуляны), "Харьков", "Одесса", а также "Донецка" и "Симферополя".

Начальник отдела авиационного транспорта Министерства инфраструктуры, которое выступило разработчиком утвержденной программы, Андрей Ярмак поясняет передачу аэродромов из коммунальной собственности в государственную несколькими причинами.

"На сегодня из-за дефицита средств местные органы власти обеспечивают сертификационную пригодность своих коммунальных аэродромов, однако у них нет ресурса на их комплексную модернизацию. Так, например, перед проведением ЕВРО-2012 между Кабмином и местными властями нескольких городов, в том числе Киева и Харькова, был подписан меморандум о том, что после сдачи в эксплуатацию местных аэродромов, которые будут реконструированы за государственные средства, они будут переданы в государственную собственность из коммунальной", - сообщил он РБК-Украина. Андрей Ярмак пояснил такой шаг тем, что аэродромы - стратегически важный актив для государства.

Программой предусмотрено, что до 2023 года в развитие украинских аэропортов будет вложено около 8,7 млрд гривен. Из них около 5 млрд гривен будут привлекаться под государственные гарантии. Вторым по значимости источником финансирования станут собственные средства аэропортов - около 1,8 млрд гривен. Также будут привлечены деньги инвесторов - 1,3 млрд гривен и местных бюджетов - 0,6 млрд гривен.

Андрей Ярмак говорит, что вся программа построена, исходя из того, что для инвестиций в аэропорты не будут использоваться средства из госбюджета. "На инвестиции могут быть направлены или деньги, которые будут привлечены под госгарантии, или частных инвесторов, или средства самих аэропортов, или финансы из местных бюджетов", - отмечает он.

Надежды на инвесторов

Помимо того, чиновники хотят обеспечить привлечение частных инвестиций в развитие аэропортов, в частности, объектов инфраструктуры, предназначенных для наземного обслуживания самолетов, пассажиров, экипажей, обработки багажа, груза, для техобслуживания, кейтеринга, объектов обеспечения авиатопливом.

Эти объекты, кроме аэродромов, чиновники намерены предоставлять инвесторам в аренду, концессию, управление, совместную деятельность или даже отчуждать в их пользу.

Кроме того, программа содержит несколько декларативных положений. К примеру, правительство обещает обеспечить создание правовых и организационных предпосылок для привлечения инвесторов к развитию аэропортов, а также равенство прав всех субъектов авиационной деятельности независимо от формы собственности.

Также программой предусмотрено "решение вопроса о подписании Соглашения обОбщем авиационном пространстве между Украиной и Европейским Союзом и осуществления процесса либерализации рынка международных авиационных перевозок".

В Кабмине прогнозируют, что результатом внедрения программы станет более чем двукратное увеличение пропускной способности аэропортов и аналогичный рост пассажиропотока. Планируется, что в 2016 году пассажиропоток в украинских аэропортах составит 11,9 млн человек, то уже в 2023 году - 24,3 млн. При этом доля лоукост-авиакомпаний увеличится с 8% до 30% от всего пассажиропотока. Кроме того, ожидается, что в результате доля транзитных пассажиров в главном аэропорту страны "Борисполе" увеличится 25% до 40%.

Андрей Ярмак говорит, что вся программа построена, исходя из того, что для инвестиций в аэропорты не будут использоваться средства из госбюджета. "На инвестиции могут быть направлены или деньги, которые будут привлечены под госгарантии, или частных инвесторов, или средства самих аэропортов, или финансы из местных бюджетов", - отметил он.

Юг в лидерах

Лидером по инвестициям станет аэропорт Одессы. В совокупности, в него будет вложено более 2,3 млрд гривен. В частности, в проектирование, реконструкцию и строительство аэродромного комплекса аэропорта планируется инвестировать около 1,7 млрд гривен. Эта сумма будет привлечена под госгарантии. Кроме того, само коммунальное предприятие "Международный аэропорт "Одесса" вложит собственные средства в размере более 640 млн гривен в проведение реконструкции искусственных покрытий аэродромного комплекса.

Вторым по объему инвестиций может стать аэропорт Запорожья, который может получить более 1,2 млрд гривен. Здесь больше всего средств будет вложено в модернизацию аэродрома - государство пообещали найти более 611 млн гривен. В свою очередь, Запорожский горсовет получил право найти инвестора, который под госгарантии сможет вложить около 305 млн гривен в проектирование и строительство терминала аэропорта.

Кроме того, в тройку лидеров по инвестициям войдет аэропорт Херсона - около 1,2 млрд гривен. В частности, государство обещает найти около 320 млн гривен в капитальный ремонт покрытия взлетно-посадочной полосы, рулежной дорожки и перрона, около 174 млн гривен в реконструкцию радионавигационных сооружений посадки, около 92 млн гривен в реконструкцию инженерных сетей аэропорта, более 88 млн гривен в реконструкцию зданий и сооружений аэропорта, более 85 млн гривен - приобретение оборудования для обслуживания самолетов.

Андрей Ярмак объясняет лидерство юга страны по планируемым инвестициям предложениями самих аэропортов. "При подготовке программы Министерство инфраструктуры разослало по аэропортам запрос с целью выяснить, какие инфраструктурные проекты у них запланированы для реализации собственной стратегии развития. На основании этих данных был сформирован весь список инвестпроектов, который попал в программу. Мы собрали эту информацию и обобщили. У некоторых аэропортов под инвестпроекты уже разработана проектная документация", - объясняет он.

Вместе с тем главный аэропорт страны - "Борисполь" - получит меньше инвестиций. В него планируется вложить около 1,1 млрд гривен. За эти средства планируется реконструировать перрон для воздушных судов (502 млн гривен), построить насосно-фильтрационная станция централизованной заправочной станции (200 млн гривен), отремонтировать ограждение по периметру территории аэропорта с сигнализацией, видеонаблюдением (200 млн гривен), а также достроена парковка (182 млн грн). Первые три проекта профинансирует сам аэропорт, а последний - частный инвестор. 

Полеты во сне и наяву

Участники авиарынка и эксперты критично отнеслись к принятой программе развития аэропортов. Так, глава набсовета авиакомпании "Международные авиалинии Украины" Арон Майберг заявил РБК-Украина, что у программы "очень низкий уровень".

А бывший заместитель министра инфраструктуры Александр Кава считает, что реализация программы маловероятна, поскольку предусматривает предоставление госгарантий на несколько миллиардов гривен. "Но, поскольку МВФ требует от Украины сокращать объемы предоставления госгарантий, правительство вряд ли их предоставит под проекты в аэропортах", - говорит он.

Кроме того, по мнению Кавы, Кабмин если и будет выдавать госгарантии под инфраструктурные проекты, то под более приоритетные направления, например строительство дорог, но не на реконструкцию аэродромов в Херсоне или Запорожье. "Под ЕВРО-2012 Украина построила и модернизировала несколько аэропортов, к примеру, "Борисполь", "Киев" (Жуляны), "Львов". Эффективнее потратить средства на дорогу из Одессы или Херсона в Киев. Это позволит не только подвозить пассажиров в киевские аэропорты, но и улучшит транспортное сообщение для других украинцев", - объяснил он.

Мало того, исполнительный директор авиакомпании "Аэроджет" Анатолий Мазуренко считает принятую программу пролоббированной в угоду частному бизнесу, который уже работает в украинских аэропортах. "Например, в Одессе под государственные гарантии будут привлечены 1,7 млрд гривен для строительства новой государственной взлетно-посадочной полосы. То есть эта сумма в результате ляжет на плечи украинских налогоплательщиков", - говорит он.

По словам Анатолия Мазуренко, такая схема уже опробована в аэропортах "Киев" (Жуляны) и "Харьков", когда эти аэродромы готовили к Евро-2012. "Там государство за счет бюджета построило новые аэродромные комплексы, а коммерческую выгоду от их эксплуатации забирают себе владельцы аэровокзальных комплексов", - говорит он. "Это грабительские схемы. Сами по себе аэропорты очень инвестиционно-привлекательны. Государство на этом может и должно зарабатывать, а не тратить миллиарды гривен в интересах частных структур", - отмечает Анатолий Мазуренко.

Вместе с тем, гендиректор компании "Мастер-Авиа" (управляет аэропортом "Киев") Алексей Яковец предполагает, что вернуть аэродром "Киева" из коммунальной собственности в государственную будет сложно, поскольку для этого необходимо решение Киевсовета. "Киевсовет получает дивиденды с прибыли коммунального предприятия порядка 20 млн гривен в год. Если аэродром уйдет в госсобственность, бюджет города станет меньше на 20 миллионов", - говорит он.

По мнению Алексея Яковца, более правильным решением возврата вложенных средств было бы перечисление дивидендов коммунального предприятия, которому принадлежит аэродром, не в бюджет столицы, в госбюджет. По его данным, в целом, государство потратило на реконструкцию аэродрома перед Евро-2012 более 200 млн гривен.

Вместе с тем, один из немногих прогнозов, заложенных в программе, может быть реализован. Речь идет об увеличении доли лоукостеров во всем пассажиропотоке. "Если экономика будет подниматься, уровень жизни расти, у людей будут деньги, то, конечно реально увеличение до 30%. Лоукосты не работают в бедных странах", - заключает гендиректор авиакомпании Windrose Владимир Каменчук.

Джерело rbc