Одесский авиационный завод (бывший «Одесавиаремсервис») попал в неприятную историю. Мировые СМИ сейчас активно раскручивают скандал вокруг одного из заказов, выполненных нашим предприятием. Речь идет о модернизации и продаже Республике Хорватия истребителей МиГ-21бис, последний из которых поступил бывшим югославам в июле 2015 года.
На днях одна из ведущих ежедневных газет Хорватии, левый Jutarnji list («Утренний листок»), разразилась целой серией разгромных материалов, посвященных этой сделке. Украину обвинили в продаже Загребу чуть ли не летающих гробов, собранных из всякого хлама, найденного на свалках третьего мира. По данным хорватских журналистов, обнаружилось это уже после прибытия бортов в республику: некоторые самолеты якобы оказались неисправными, военная полиция начала расследование и была шокирована его предварительными результатами.
«Перебиты серийные номера, номера запчастей не соответствуют приложенной документации. Есть подозрение, что фюзеляжи из Болгарии, крылья – алжирские», — возмущенно пишут коллеги. И вообще, открывают истину они, первоначально машины предназначались Йемену.
Материалы «Утреннего листка» тут же перепечатали российские и сочувствующие россиянам СМИ: смотрите, мол, какие сволочи эти украинцы, даже союзников нае…ют.
«Думская» попыталась разобраться в произошедшем. С одной стороны, ничего удивительного и уникального в нарытом хорватскими журналистами нет: «Укрспецэкспорт» и «Укроборонпром» неоднократно попадались на, скажем так, нечистой игре, причем не только с зарубежными партнерами, но и с родной армией. С другой, самолеты, о которых идет речь, принимались на самом высоком уровне, их изучала представительная комиссия из Хорватии и обкатывал в одесском небе знаменитый летчик Иван Селак, который в 1992 году, дезертировав на своем МиГе из 124-й истребительной эскадрильи югославских ВВС, фактически создал авиацию Хорватии. После полетов в Одессе он заявил прессе, что восхищен качеством полученных истребителей. Неужели офицер тогда соврал – зная, что летать на «украинских франкенштейнах» (такое издевательское прозвище получили самолеты в хорватских медиа) предстоит ему и его ученикам?
Вот как прокомментировал странные публикации посол Украины в Хорватии Александр Левченко: «Никаких замечаний не было ни на стадии испытаний в Одессе, ни после прибытия самолетов в Хорватию. На аэродроме Плесо два года находятся пять украинских экспертов, которые готовы были подключиться в случае возникновения каких-то проблем, однако к ним не обращались».
И это при том, что, по сообщению все того же «Утреннего листка», неполадки выявили чуть ли не сразу после модернизации самолетов. Почему шумиха поднялась только сейчас, издание не уточняет.
К сожалению, руководители Одесского авиационного завода всю эту неделю были недоступны для комментариев. Однако шила в мешке не утаишь, и в принципе понять, что случилось, можно. Вопрос качества ремонта оставим за скобками – оценить его могут только эксплуатирующие машины летчики, которые, полетав на самолетах, были настроены вполне оптимистично, о чем свидетельствуют все те же хорватские СМИ.
Что касается происхождения бортов, то его отследить более чем легко, особенно если речь идет о старых машинах. И мы утверждаем, что хорватская сторона прекрасно знала, что покупает!
Итак, контракт с Загребом Украина заключила еще до революции, в 2013 году.
Из-за небольшого военного бюджета, который сопоставим с расходами нашей страны на одну танковую бригаду, участвующей в войне на востоке, Республика Хорватия не имеет возможности закупать новейшее вооружение, предпочитая тратить деньги на устаревшие, но доказавшие свою эффективность образцы. Три года назад это государство объявило весьма бюджетный тендер на закупку двенадцати б/у истребителей. Желающих впарить хорватам залежалое военное имущество было множество. Российский «Рособоронэкспорт» предложил хорватам подержанные Миг-29 за 90 млн евро, Израиль захотел толкнуть находящиеся у него на вооружении истребители KfirC-10 за 235 млн евро, французский концерн «Дассо» заявил «Миражи» F1 за 270 миллионов, шведы за свои «Грипены» хотели 750 миллионов, Штаты за модернизированные F-16 — миллиард долларов, а «Еврофайтер» за дюжину новейших «Торнадо» — миллиард с четвертью.
Между тем, основу истребительной авиации Хорватии составляют истребители Миг-21 разных модификаций, произведенные в СССР в 1970-1980-е годы прошлого века. Самый старый был выпущен в сентябре 1972 года. Эти самолеты считаются крайне устаревшими, и вряд ли смогут противостоять новейшим российским, европейским или американским летающим орудиям убийства. Но задачам, которые ставят перед собой хорваты, они вполне соответствуют, ну и летчиков переучивать не надо. В итоге братья-славяне остановились на двух предложениях: румынского завода «Авиастар», который за модернизацию четырех Миг-21 и поставку восьми своих машин хотел около 20 миллионов евро, и украинского «Укроборонпрома». Наши готовы были за смешных 14 миллионов продать пять истребителей Миг-21бис и модернизировать до этого же уровня еще семь мигов. Подумав, соотечественники Тито остановились на украинском варианте.
Они не могли не знать, что в Украине нет своих – оригинальных, как выражается хорватская пресса — «двадцать первых», которые были сняты с вооружения еще перед распадом Советского Союза, после чего их порезали либо продали другим странам. Последняя партия из 40 штук ушла в середине 1990-х все тем же хорватам, причем большинство самолетов стали донорами запчастей. В итоге на территории нашей страны остались только Миг-21, поступившие из-за рубежа: восточноевропейские, африканские и азиатские машины, чьи владельцы заказывали украинским предприятиям ремонт/модернизацию, но потом по разным причинам от них отказались.
В начале 2000-х Одесский авиационный завод располагал пятью десятками Миг-21 разной степени сохранности. Поступили они из Алжира, Эфиопии, Египта, Монголии и Болгарии. Серийные и бортовые номера этих самолетов находятся в открытом доступе.
Тайной окутано появление в Одессе только болгарских машин. Они были подарены в 1990-м году тогда еще Народной Республике советским правительством, благополучно эксплуатировались 12 лет в составе 6-й истребительной авиабригады, потом их отправили на хранение в город Добрич. По документам, в 2007-м году самолеты утилизировали, но как выясняется, четырьмя годами ранее некоторые таинственным образом осели в Одессе. Регистр обычных вооружений ООН, который аккумулирует информацию об экспорте-импорте такого рода продукции, никаких сделок между Болгарией и Украиной не фиксирует, что может свидетельствовать о контрабанде. Видимо, тогда же на бортах перебили серийные номера – обычная практика при «серых» поставках.
Однако сейчас это уже не имеет никакого значения. Важно то, что наличие болгарских Миг-21 в Одессе на момент объявления хорватского тендера уже не представляло ни для кого особого секрета, как и факт смены номеров. Да и вообще, подобным занимаются многие, и если речь не идет о поставках оружия в нарушение эмбарго, всяким Суданам и КНДР, обычно никто не возмущается.
Эти самые МиГи – все пятьдесят — неоднократно предлагались разным покупателям из числа стран, которые до сих пор эксплуатируют 21-е.
Приложение к договору с Йеменом. Все серийные номера, включая болгарские, наличествуютПервыми проявили интерес йеменцы. В 2004-м они подписали с «Укрспецэкспортом» контракт на двадцать восемь истребителей – 24 в варианте «бис» и четыре учебных. Двадцать штук без проблем попали на Аравийский полуостров и сейчас принимают активное участие в тамошней войнушке. За еще восемь Йемен не заплатил. По одной версии, потому что украинцы плохо их отремонтировали, по другой — из-за банального отсутствия денег у принимающей стороны (в республике как раз начался шиитский мятеж, на подавление которого бросили все ресурсы). Именно эта «забытая» восьмерка, уже прошедшая ремонт и модернизацию, но отвергнутая заказчиком, и заинтересовала наших партнеров с Балканского полуострова.
Тут важно отметить, что модернизация в исполнении «Одесавиаремсервиса» — это не красивое словечко. Кроме полного капитального ремонта, заводчане меняют авионику с аналоговой на цифровую и приспосабливают самолеты к современному вооружению. Хорватам, кстати, предлагали вместо американских «сайдвиндеров» оснастить МиГи украинскими ракетами Р-73, новыми радарами украинского же производства и передовой нашлемной системой целеуказания «Сура». Они отказались: дорого, мол, и не соответствует рекомендациям НАТО.
Как бы то ни было, завод с заказом справился, хоть и нарушив сроки – по вине чешских поставщиков электроники. Тем не менее, хорваты самолеты приняли и остались довольны: ни одной официальной претензии, ни одного судебного иска не заявили. А потом неожиданно разразился скандал. И Украине поставили в вину то, что она продала самолеты, собранные из запчастей. Летающие гробы, да.
«Даже человеку, который не является специалистом в авиации, понятно, что самолеты, чей выпуск прекратился почти три десятилетия назад, невозможно эксплуатировать в «аутентичном» виде, — прокомментировал хорватские публикации один из одесских инженеров. — Ну не делают уже заводы комплектующие для этой техники! Каждый МиГ-21, который идет на продажу, собирается из трех-четырех машин, которые разбираются на детали, чтобы появилось что-то более-менее пристойное. Старый планер латают, на него навешивают новую электронику, новые ракеты, после чего машину передают заказчику. Иного пути нет. Это суровый бюджетный самолет для нищих государств, у которых нет денег на МиГ-29 и «Фальконы». Если страна хочет получить авиацию, способную, например, противостоять России, надо иметь в запасе хотя бы миллиард долларов, а не жалкие 14 миллионов евро».
О том, что хорваты знали, какую технику планируют включить в состав своих ВВС, свидетельствуют и документы: в контракте указаны серийные номера самолетов, в том числе бывших болгарских, чье происхождение без труда можно проследить. Сотрудники Одесского авиационного говорят, что об этом неоднократно заходила речь на переговорах, клиентам объясняли все преимущества и риски такого варианта, и они не возражали.
«Потому-то для нас эти публикации грянули как гром средь ясного неба. Где афера? В чем афера? В том, что мы не делаем с нуля самолеты, принятые на вооружение в 1959 году, а ремонтируем их, используя доступные детали? Все это очень странно», — говорит наш собеседник.
Важный момент. Критика этого контракта и ранее неоднократно появлялась в разных изданиях, в том числе хорватских. О том, что самолеты когда-то предназначались Йемену, говорили еще в 2012-м, тогда же и обсасывали вопрос сборки самолетов из деталей разного происхождения. Однако по-настоящему взорвалась история только сейчас. Совпадение? Не думаем.
Источники «Думской» в украинских спецслужбах прямо связывают информационную атаку на Одесский авиационный завод с подготовкой судьбоносного контракта между ним и одним из китайских предприятий. Если все срастется, в Одессе будут выпускать легкие штурмовики L-15 – как для Украины, так и для КНР, причем Китай готов вложиться в серьезное увеличение мощностей бывшего «Одесавиаремсервиса» — раза в три. Главным конкурентом этого проекта является российское КБ Яковлева со своим учебно-боевым Як-130, чье производство нынче свернуто из-за отказа украинцев поставлять двигатели. Не оттуда ли ножки растут? Все может быть.
Проданные хорватам самолеты первоначально предназначались Йемену
Отстойник старых самолетов Одесского авиационного завода