Недавно известный украинцам военно-транспортный самолет Ан-26 по прозвищу "Везунчик-Феникс" вернулся на родной аэродром в Борисполе после длительного процесса модернизации.
Об этом сообщают в Facebook Крылья Украины.
Фактически это был второй этап восстановления самолета. Ведь первым стало возвращение ему возможности летать.
Напомним, что в 2014 году волонтеры во главе с Юрием Бирюковым помогли военным восстановить к летной годности борт, который около десяти лет простоял на базе хранения и почти не имел шансов на вторую жизнь. В период активных боевых действий на востоке самолет приступил к выполнению грузовых и санитарных перевозок и обеспечения АТО. За полтора года эксплуатации наработал около трехсот летных часов. Но его возможности были сильно ограничены нехваткой навигационного оборудования.
Еще в начале восстановления волонтеры и военные были обеспокоены проблемой поиска необходимой аппаратуры. Пытались искать у частных продавцов, выясняли правила ее установки. Но требования сертификации и авиационной безопасности диктовали единственный вариант - разработка документации и процесс установки может выполнить только ГП "Антонов". И, после переговоров, руководство предприятия пошло навстречу военным. При условии предоставления оборудования, "антоновцы" согласились выполнить все проектные и установочные работы абсолютно бесплатно. Хотя по расчетам это составляет почти два миллиона гривен. И Ан-26 "Везунчик" стал в очередь ...
Потому что он был не единственным военно-транспортным самолетом, требующим определенной модернизации. Так, например, была разработана документация для установки на самолеты Ан-26 и Ан-30б Министерства обороны Украины станций защиты от управляемых ракет, а затем начались и фактические работы - усиление фюзеляжа, монтаж необходимых креплений и тому подобное. К тому же, как проектант и производитель, предприятие активно удлиняло ресурсы эксплуатации бортам, что пополняли военный авиапарк.
Итак, перелет самолета на заводской аэродром в Святошино состоялся в ноябре прошлого года.
О процессе модернизации рассказывает бортовой техник "Везунчика" старший лейтенант Евгений Кисиль. Он занимается самолетом с первых дней его возвращения в строй, был одним из активных восстановителей летом 2014-го.
Бортовой техник - более чем полноценный член экипажа, это "мамка и няня" самолета. Тот, кто на несколько часов раньше всех начинает готовить борт к вылету и гораздо позже идет после прилета. В сфере его ответственности - и документация, и техническая исправность, и работа систем и двигателей во время полета. Он должен знать о состоянии каждого элемента конструкции, заботиться о постоянной готовности самолета к выполнению задач, уметь выполнять ремонт в любых условиях.
Поэтому неудивительно, что на завод борттехник Евгений отправился вместе со своим подопечным.
- Мы долго ждали решения ГП "Антонов" о перелете. Сначала наши инженеры искали необходимое оборудование, а затем начало работ отложили по другим объективным причинам. Но это "производственные мелочи", главное - самолет теперь абсолютно полноценный в плане навигационно-посадочного оборудования. Заводчане встретили нас очень приветливо. Подходили, расспрашивали подробности восстановления, фотографировались. Потому что многие следили за историей самолета в интернете и болели за нас, - делится впечатлениями старший лейтенант.
- Некоторых интересовало, как и что делалось в условиях аэродрома, с интересом рассматривали санитарное оборудование. Даже делали целесообразные технические замечания и давали советы, которые пригодятся мне в процессе дальнейшей эксплуатации. И это все было как-то очень по-дружески, а не свысока. Особенно благодарю тех, кто из собственных старых запасов подарил для самолета мелкие запчасти-расходники: винтики, зажимы, разъемы. Мне как борттехнику такие мелочи - на вес золота. В общем то было интересное и приятное общение. Я пять месяцев провел на заводе у самолета, каждый день туда ездил. И работа шла в спокойной профессиональной атмосфере. А сделано было немало.
- На борт установили ответчик СОМ-64. Конечно, на самолете стоял ответчик, но значительно проще, работавший в режиме управления воздушным движением, который используют военные. А вот для гражданских аэропортов, а тем более международных, мы создавали большую "головную боль". СОМ-64 был необходим для того, чтобы диспетчеры "видели" самолет не просто как точку на мониторе, но понимали его положение в пространстве, то есть высоту. К тому же определения этих данных проходило в эфире, и диспетчер постоянно уточнял высоту, чтобы не допустить сближения с другими бортами. Поэтому для нашего самолета были определенные ограничения в выполнении упражнений во время учебно-тренировочных полетов. Такая "темная лошадка", особенно в периоды массового прилета-отлета пассажирских рейсов, откровенно раздражала диспетчеров аэропорта, и представляла опасность. И полеты за границу для "Везунчика" тоже были закрыты, хотя перед бригадой возникали задачи по транспортировке раненых военных в иностранные госпитали.
Кстати, на самолете используется метровая система измерения высоты, а в эфир надо подавать в футах. И штурман постоянно вынужден делать "переводы" измерений. Это неудобство решили, установив футомеры ВМФ-50 и ВЭМ-72.
Еще одной проблемой была необходимость постоянно высчитывать дальность полета по старой системе ближней навигации (РСБН), измеряющий азимут и дальность по радиомаякам старых типов. Она также осталась преимущественно у военных. А вот установленный дальномер СД-67 вместе с навигационно-посадочной системе "Курс МП-2" позволяет взаимодействовать с современными радиомаяками, используемыми в гражданской авиации и в целом за рубежом. Ну и сам "Курс МП-2" поможет экипажу выполнять посадки в сложных метеоусловиях. Как говорится "по приборам" - улыбается Евгений.
- Конечно, это не последнее слово техники, и гражданские пилоты могут даже иронизировать, но для нас это крайне необходимое оборудование.
Как и было заявлено в начале работ, специалисты авиапредприятия ГП "Антонов" безплатно, за счет предприятия изготовили необходимую техническую документацию, провели демонтаж старого оборудования. После определенной доработки - замены конденсаторов в "Курс МП-2", опять-таки за счет предприятия, началась прокладка кабелей через весь фюзеляж, установка антенн и монтаж аппаратуры на борт. Кроме этого заводчане провели и небольшой текущий ремонт самолета для поддержания его технического состояния. Регулирование, настройки, сборка и военная приемка прошли удачно и в начале марта летчики-испытатели вместе с экипажем осуществили контрольный облет. Довольными были все, полет прошел без замечаний. А опытные пилоты-антоновцы хвалили машину - легкий в управлении, быстрый на больших углах атаки, самолет пришелся им по душе.
Возвращать модернизированный Ан-26 на аэродром постоянного базирования лично приехал командир 15-й транспортной авиационной бригады полковник Дмитрий Филатов. Он поблагодарил работников и руководство ГП "Антонов" за проделанную работу, которая стала настоящим подарком для бориспольских военных авиаторов. И заверил, что отныне восстановленный самолет еще активнее приступит к выполнению задач. Уже через неделю, после обязательных сезонных работ, Ан-26 вернется в строй. Его участие запланировано и в ближайших крупных армейских учениях.
Взлетев в киевское небо, "Везунчик-Феникс" помахал крыльями работникам завода, которые пришли пожелать ему летного долголетия, и выполнил несколько зрелищных маневров в знак благодарности.
Марина Добровольская.
"Крылья Украины".