06.04.16 
Качественному развитию авиационных тренажеров (АТр) для нужд Министерства Обороны (МО) Украины в значительной степени препятствует отсутствие современных нормативных документов, определяющих критерии их квалификационной оценки.

Скорейшее решение этой проблемы должно максимально ускорить и удешевить процесс подготовки военного летчика. Особенно это актуально в условиях современной Украины, где продолжается Антитеррористическая операция и на счету каждая копейка.

Не вдаваясь в глубокий исторический экскурс, можно смело констатировать тот факт, что одновременно с появлением летательных аппаратов появились и соответствующие тренажеры, предназначенные и помогающие безопасно осваивать созданные летательные аппараты. Подтверждает это утверждение, созданный еще в 1912 г. «тренажер для стрельбы из авиационного пулемета».

 В условиях, в которых сегодня прибывает Украинское войско, воспитать высококлассного боевого летчика в ходе только практической подготовки за штурвалом боевой техники для кризисного государства непозволительная роскошь и, зачастую, небезопасное удовольствие. В этой ситуации главную роль должны взять на себя современные оперативно-тактические, специализированные и комплексные авиационные тренажеры, которые способны обеспечить тренировку летного состава в виртуальных условиях, максимально приближенных к условиям реального боевого полета.

 В странах-лидерах мирового авиастроения и использования авиации давно поняли и установили роль авиационных тренажеров в общем процессе подготовки авиационных специалистов, в том числе и военных. Особую роль здесь играет значительная экономия материальных и финансовых ресурсов. К примеру, себестоимость летного часа работы на тренажере, с учётом амортизации, затрат на электричество, зарплаты инструкторам – по разным оценкам, колеблется в пределах $100, а непосредственно на самолете или вертолете – порядка $3000-5000. Другим немаловажным аргументом, выступающим за широкое внедрение в процесс обучения авиационных специалистов тренажерных комплексов, является то, что его специальное программное обеспечение позволяет решать несколько задач. В частности: формировать упражнение, отрабатываемое в полете; мгновенно менять условия полета (погоду, географическое положение, астрономические эффекты и пр); останавливать выполнение полетного задания для разбора и его повторять с остановленного места; архивировать объективные данные, характеризующие действия обучаемого в ходе выполнения задания, и т.д. Также на тренажере можно без ограничений выполнять отработку действий во внештатных ситуациях, некоторые из которых опасны, и их отработка запрещена в реальном полете.

 Исходя из многообразия задач, которые возможно сформулировать и отработать на тренажере, в передовых странах-лидерах авиастроения и использования авиации создано большое многообразие специализированных программ подготовки экипажей на симуляторах различных конфигураций. Как гражданские, так военные лётчики передовых стран мира, как минимум, 80-100 часов в год, проводят за штурвалами тренажеров перед тем, как сядут за управление боевого летательного аппарата.

Так, пилоты самолетов-истребителей стран-членов НАТО и США при налете, примерно, 100-150 часов в год на тренажерах, фактически столько же часов налетывают на реальном самолёте. При этом, на тренажерах виртуально моделируются условия полета максимально приближенные к боевым, когда в борт самолета или вертолета, попадают снаряды и ракеты, отказало оборудование, не работает система управления и т.д. Для этого используются пилотажные цифровые тренажеры, которые позволяют наиболее реалистично, практически на 95-97%, имитировать визуальную и акустическую обстановку в кабине и за кабиной экипажа, в воздушном пространстве и на земле.

 

Тренажерная подготовка также поставлена на довольно высокий уровень и в Российской Федерации. Еще в восьмидесятые годы прошлого столетия руководством ВВС СССР была поставлена задача – в каждом авиационном полку иметь свой комплексный и процедурный тренажер. Для реализации этой задачи в настоящее время в РФ успешно действуют два специализированных центра боевой подготовки и переучивания пилотов военной авиации РФ в гг. Липецк и Торжок, а также в центрах первоначальной подготовки в Краснодаре и Сызрани. В этих заведениях, в процессе обучения, наряду с практическим обучением летного состава на учебных и боевых самолетах и вертолетах, активно применяются авиационные тренажеры с последними версиями современного специального программного обеспечения, которое позволяет создавать в виртуальном пространстве комплексное поле боя для отработки технологии поражения целей и взаимодействия внутри воздушной группировки (пара-звено).

Нельзя сказать, что в Украине отстают от современных тенденций и отечественные производители не создают современных тренажеров – это не так. Однако, если в передовых странах ушли достаточно далеко в системе нормативного обеспечения процесса подготовки авиационных специалистов военной тренажерной техники, разработав к ним соответствующие требования, то в Украине, пока что, пасут задних. А это, в современных условиях, недопустимо.

 На сегодняшний день правовые вопросы, связанные с сертификацией тренажеров воздушных судов (ВС) гражданской авиации Украины регламентирует Госавиаслужба Украины (ГАСУ), которая при решении вопросов сертификации АТр руководствуется требованиями приказа Министерства транспорта Украины N 529 от 2002 г. «Об утверждении Правил сертификации авиационных тренажеров, приближенных к международным стандартам ICAO».

 Вопросы, регламентирующие принятие новых образцов техники на вооружение ВС Украины, обозначены Постановлениями Кабинета Министров Украины № 464 от 27.04.2011, № 120 от 20.02.2013 и №345 от 25.02.2015 г. Все указанные руководящие документы, несмотря на новизну их издания, базируются на ГОСТах советского времени: ГОСТ В15.210-78, В-15.211-76, 2.901, 2902-68 и т.д. Кроме того, выводы о соответствии современных АТр требованиям МО Украины принимает Государственная комиссия МО Украины по результатам оценки соответствия АТр тактико-техническим требованиям, также созданным еще в советские времена и изданным в виде сборника «ОТТ ВВС-86» («Система общих технических требований к видам вооружения и военной техники. Вооружение и военная техника ВВС. Общие технические требования. Бортовые и наземные радиоэлектронные комплексы (системы) и аппаратура (оборудование) авиационной техники»). Типовые программы и методики оценивания АТр военного назначения составляются в соответствии с Руководством по испытаниям авиационной техники (РИАТ) 1981 г.

При этом, в руководящих документах МО Украины не предусмотрены обязательные требования к современным тренажерам и системам обучения:

- к организации системы качества ISO 9001, AQAP 2110;

- к организации периодического контроля характеристик тренажера, на соответствие первично установленным характеристикам.

В ОТТ ВВС-86 обозначена очень узкая, не соответствующая современным реалиям в тренажеростроении (требования в ОТТ разработаны только к комплексным тренажерам), классификация тренажеров на тактические, комплексные и процедурные. При этом, если обратиться к требованиям ИКАО, то там только для учебных самолетных тренажеров предусмотрено 7 классов, а для вертолетных - 5 классов, и к ним прилагаются соответствующие четкие требования и условия проведения оценок.

 

Кроме того, отечественные критерии оценки, предъявляемые к тренажерам, до сих пор ориентированы, преимущественно, на одного производителя – Пензенское конструкторское бюро, которое в Союзе было монополистом в разработке и производстве тренажеров и являлось государственным учреждением. Как следствие, концепция построения, элементная база, система качества тренажеров остается ориентированной на взаимоотношения между госзаказчиком и госпроизводителем и не предусматривает специфики взаимоотношений с частными компаниями-разработчиками.

 В устаревшем, но действующем РИАТ,не отражены современные методы оценок, современные эталоны и метрологические средства и системы регистрации снимаемых параметров. Не учитываются современные реалии в создании приборов-имитаторов оборудования кабины и программно-аппаратных средств, имитирующих работу штатных систем с той или иной степенью достоверности и многое другое.

 Еще одно немаловажное направление, которое требует пристального внимания – это организация и внедрение в процесс теоретического обучения авиационных специалистов современных средств и методов обучения, основанных на компьютерных технологиях, таких как Автоматизированные системы обучения (АОС) или Computer Base Training Systems (CBTS), которые являются неотъемлемой частью системы подготовки авиационного персонала. Необходимо шагать в ногу со временем, а не довольствоваться достижениями прошлого века.

 Что же получается, СССР уже давно нет, технологии ушли далеко вперед, а Украина до сих пор живет старыми стандартами и требованиями к процессу постановки на вооружение авиационных тренажеров военного назначения?

 Справедливости ради стоит отметить, что, невзирая на то, что в Украине отечественные летчики в большинстве случаев приобретают свои навыки и знания на устаревшей материальной базе, задействование армейской авиации в зоне проведения АТО показало достаточно высокую степень их подготовленности. Конечно, в большинстве случаев, это достигалось за счет опыта, приобретенного в международных миротворческих миссиях. Но, ведь и новое поколение военных летчиков готовить-то надо. И в этом процессе необходимо использовать уже обновленные нормы и требования к авиационным тренажерам, системам обучения и подготовки военных пилотов, а не старые «проверенные», советские.

 То, что командование Вооруженных Сил Украины понимает суть проблемы и заинтересовано в изменениях в данной области к лучшему, демонстрирует сам факт проведения в апреле-мае 2015 г. в Харьковском университете Воздушных Сил Украины очередного заседания Совета научно-испытательного комплекса под председательством полковника Чепкова И.Б., при участии отечественных разработчиков и производителей авиационных тренажеров, Минобороны, Центрального научно-исследовательского института вооружения и военной техники ВС Украины и Государственного научно-испытательного центра ВС Украины, где в числе прочих, поднимался проблемный вопрос, связанный с подготовкой военных пилотов на авиационных тренажерах.

 Однако, существенных подвижек пока нет. При этом в вооруженных силах существует острая потребность в тренажерах для вертолётов Ми-24П, Ми-8МТВ, Ми-2, самолетов Су-24, Су-27, Су-25, Ан-26 и Ил-76.

 В условиях, когда страна стремиться к евроатлантической интеграции необходимо решать пласт накопившихся проблем, и рано или поздно это произойдет. Как это может происходить – есть множество вариантов, в том числе и использование, с определенными дополнениями, гражданских подходов к сертификации АТр. В 2011 г. данный вопрос был позитивно рассмотрен властями военной авиации Нидерландов (MAА-NLD) с созданием соответствующего стандарта «Military Aviation Requirement – Flight Simulation Training Devices» (MAR-FSTD) «Военные авиационные требования. Тренажерные устройства имитации полета». При этом, MAА- NLD отмечено, что рейтинги требований к системе моделирования в гражданской и военной авиации сопоставимы, однако, есть существенные различия в классификации АТр гражданского и военного назначения (например, АТр самолетов: 4 класса по JAR FSTD и 2 по MAR-FSTD). Кроме того, отмечалось наличие существенных различий, связанных со спецификой задач, отрабатываемых летными экипажами на АТр гражданского и военного назначения.

В наших же реалиях, отступать некуда. Чем раньше будет осознана и решена существующая проблема, тем лучше будет для Вооруженных Сил, в частности, и Украины, пребывающей в состоянии необъявленной войны, в целом.

 Антон МИХНЕНКО

Джерело defence-ua