К сожалению все создатели и производители основных боевых самолетов Украины после развала Советского Союза остались в России. Зато страна унаследовала мощный потенциал по ремонту этих самолетов.
В результате работы отечественных ученых и специалистов авиаремонтной области, на сегодня в Украине есть обновленные и модернизированные самолеты Су-25М1, Су-25УБМ1, МиГ-29МУ1 и Л-39М1, которые имеют гораздо лучшие характеристики, чем их предшественники.
Самолет Су-25М1 за счет модернизации на Запорожском авиаремонтном заводе «МиГремонт» получил новое украинское оборудования - систему спутниковой навигации, систему СВС, новую радиостанцию и цифровой прицел, который позволил повысить точность прицеливания примерно на 30%. Особенность модернизированного самолета состоит в улучшении точности навигации при полетах по маршруту на любых высотах. На порядок улучшена точность бомбометания и стрельбы ракетным и артиллерийским вооружением по наземным целям.
За счет установки спутниковой системы навигации самолет способен поражать цели даже тогда, когда пилот их визуально не видит, но ему известны ее координаты. Самолет способен использовать штатное вооружение по наземным целям днем и ночью, в условиях плохой видимости и не выходя из-за облаков.
Существенно, почти в 3 раза, повышенная высотность применения вооружения.
Существенно уменьшено время пребывания самолета над целями. Установлен модуль воздушных параметров и бортовой регистр цифровых параметров БРЦП.
У модернизированного украинского МиГ-29МУ1 на 20% увеличена дальность обнаружения воздушных целей (до 100 км в передней полусфере и до 45 км - в задней). Его усовершенствованные ракеты Р-27ЕР1 и Р-27ЕТ1, выпускаемые украинской Государственной компанией «Артем», имеют дальность пуска до 95 км. По наземным целям пока, как и раньше, можно применять только неуправляемое оружие днем в простых метеоусловиях.
Три модернизированных МиГ-29МУ1 были получены в 2011 г., и сначала направлены для военных испытаний в сороковую бригаду тактической авиации в Васильков под Киевом. Позже одна машина была передана 204-й БТА. 24 июня 2012 четвертый модернизированный «МиГ» прямо с завода отправился в 114-й БТА.
Таким образом, все истребительные авиабригады, оснащенные МиГ-29, начали освоение и МиГ-29МУ1.
В марте 2010 г. ВС Украины получили три первых модернизированных штурмовика: два боевых одноместных Су-25 M1 и учебно-боевой Су-25УБМ1. 29 ноября 2011 еще два Су-25М1 пополнили боевой состав 299-й тактической авиабригады, дислоцированной в Николаеве.
МиГ-29 и Су-25 усовершенствованы исключительно силами украинских предприятий. Стоимость «малой модернизации» по сравнению с ценами на мировом рынке оказалась чисто символической - около $ 2 млн. Для МиГ-29МУ1, и $ 0920000. Для Су-25М1 (без учета расходов на капремонт).
Модернизированный учебно-тренировочный самолет L-39М1 был принят на вооружение ВС Украины в июле 2009 года. Работы по усовершенствованию, выполненные на предприятии «Одесаавиаремсервис», включали установку модифицированного двигателя АИ-25ТЛШ разработки ГП «Ивченко- Прогресс». Он обладает повышенной до 1850 кгс тягой и вдвое меньшую приемистость (с 8-12 до 5-6 с), что позволяет значительно улучшить динамические характеристики самолета и безопасность полетов на малых высотах. Новая система регистрации полетных данных позволяет тщательно контролировать качество выполнения экипажем задачи. Возможно применение оружия по наземным и воздушным целям.
В 2010 году, после завершения летных испытаний, первые два L-39M1 были переданы 299-й бригаде тактической авиации. Еще две машины, с новым «пиксельным» камуфляжем, который «размывает» в полете силуэт самолета и усложняет его идентификацию, получены этой же бригадой 26 июня 2012. Планировалось модернизировать еще четыре «Альбатроса» на ГП «Одесавиаремсервис», и 12 - на Чугуевском АРЗ.
На Одесском заводе также разработан и проходит испытания более серьезный вариант модернизации самолета L-39, кабина которого оборудована для подготовки летчиков истребителей МиГ-29 и Су-27, в т.ч. по ведению воздушного боя.
В октябре 2015 Президент Украины Петр Порошенко в Запорожье передал представителям воинских частей Воздушных сил Украины полях два самолета Су-27М1, модернизированных запорожским заводом «МиГремонт».
В самолете расширенные боевые возможности и повышенная эффективность решения боевых задач за счет увеличения на 30% дальности обнаружения воздушных целей и повышения точности применения неуправляемых средств поражения по наземным целям, реализована возможность выполнения навигационного бомбометания с горизонтального полета, реализована возможность использования современных средств обработки полетной информации с применением алгоритмов автоматизированного контроля с помощью ПК для выполнения углубленного анализа и расширенной диагностики технического состояния бортового оборудования и двигателей и многое другое.
Всего на сегодня можно констатировать, что в среднесрочной перспективе основное внимание руководства ВС Украины будет сосредоточено именно на проектах, связанных с модернизацией боевых истребителей МиГ-29 и Су-27, самолеты-разведчики Су-24МР и штурмовика Су-25, а также учебно-боевого Л-39. Эти работы планируется проводить уже с учетом опыта применения как серийных, так и модернизированных машин (в частности, МиГ-29МУ1 и Су-25МУ1) в антитеррористической операции на востоке Украины.
Однако все усилия, направленные на модернизацию самолетов фронтовой авиации МиГ-29 и Су-27, которые анонсирует руководство Воздушных сил, даже с решением задачи по увеличению дальности радиолокационного обнаружения целей этими летальными аппаратами, частично повышают возможности боевой авиации. Ведь дальнейшая модернизации этих самолетов должно происходить совместно с развитием авиационных средств поражения, которые в подавляющем большинстве в Украине еще советских времен. Если же этого не будет происходить, то со временем на модернизированные истребители «подвешивать» будет просто нечего.