20.04.16 
Линейка Су-25-х ВВС Украины, довоенное фото 2013 г.Линейка Су-25-х ВВС Украины, довоенное фото 2013 г.Участие украинской авиации в ходе антитеррористической операции на Донбассе на сегодняшний день ограничено августом 2014 года. Однако даже в такой достаточно небольшой временной отрезок оказалось втиснуто огромное множество событий, а летчики получили бесценный боевой опыт. Причем что касается Воздушных Сил, то самым востребованным самолетом оказался штурмовик Су-25 - что впрочем неудивительно, учитывая опыт локальных войн последних десятилетий.

После распада Советского Союза на территории независимой Украины осталось 70 «Грачей» (такое прозвище намертво прицепилось за ним еще с афганских событий). Однако весну 2014 года в строю было всего 15 машин, собранных в 299-й бригаде тактической авиации (место базирования аэродром Кульбакино недалеко от Николаева).

Однако нельзя говорить, что за прошедшие годы Украина ничего не предпринимала для модернизации парка машин. Так, в бригаде из 15 машин 10 (9 одноместных и 1 двухместный варианты) были модернизированы по стандарту М1. Прототип поднялся в воздух в 2004 году и в марте 2010 года машина официально была принята на вооружение. Основным отличием стала более современная авионика: взамен оригинальных КН-23-1 и СУО-8-1. Однако в остальным чувствовалось недостаток финансирования - до фюзеляжа и двигателей дело так и не дошло.

Впервые над Донбассом Су-25 появились в середине апреля, когда немногочисленные оставшиеся в строю летчики выполнили несколько десятков облетов городов Донбасса. На тот момент считалось, что такая «демонстрация флага» остудит «горячие головы».

Одновременно практически все наличные стали перебрасывать поближе к линии противостоянии - на аэродром Днепропетровск (запасной - Чугуев).

Впервые в боевом вылете Су-25 отметились 15 апреля, когда одиночный самолет сопровождал несколько Ми-8МТ с штурмовым отрядом для взятия под контроль аэродром Краматорск.

5 мая дошло и до реального применения вооружения. Причем летчику Су-25 пришлось «добивать» совершивший вынужденную посадку после поражения с земли Ми-24П армейской авиации в районе Славянска.

Затем появление штурмовиков стало фиксироваться с завидной частотой. Причем можно отметить, что по сравнению с Афганистаном или Чечней загрузка машин была минимальной - основным вариантом были два блока НАР Б8М1 с ракетами С-8 и два дополнительных 800-литровых подвесных бака.

Из летних сообщений стоит отметить информацию от военного лидера сепаратистов Гиркина - Стрелкова, который утверждал, что во второй половине июня несколько «Грачей» базировались на аэропорт Мариуполя. Впрочем фотоподтверждений такой информации нет и поныне.

Одним из самых результативных случаев применения Су-25 в ходе АТО стали события 26 мая 2014 года, когда пара штурмовиков нанесла значительные потери отряду сепаратистского батальона «Восток» в Донецком терминале. Примерно в это же время (конец мая) летчики уничтожили и несколько лагерей по подготовке боевиков в Луганской области.

Однако применение неуправляемых ракет в столь урбанизированном районе как Донбасс не могло не привести к жертвам следи мирного населения. Наиболее резонансным стали события 2 июня, когда восемь выпущенных НАР С-8 попали на площадь перед зданием Луганской облгосадминистрации. Тогда семь мирных жителей погибли, а 28 были ранены. Здание, которое вероятно было целью удара, не пострадало.

Из-за достаточно широкого международного резонанса после этого случая применение Су-25 по целям в пределах населенных пунктов значительно ограничили. Однако когда противник оказывался на открытой местности, эффективность «грачей» оказывалась на высоте. Так, было, например, 5 июня, когда одиночный самолет нанес значительные потери подразделению батальона «Восток», которое штурмовало пограничный пункт «Мариновка». 

Такой вариант подвески был наиболее типичным в ходе боевых действийТакой вариант подвески был наиболее типичным в ходе боевых действийПриходилось летчикам выполнять и не свойственные для себя функции - так, 28 июня летчики выполнили несколько вылетов на снабжение находившихся в окружении армейских частей на аэродроме Краматорск и в Донецке. Несмотря на отсутствие опыта подобных вылетов, практически все сброшенные 250-кг контейнеры с продовольствием и медикаментами попали в руки получателей.

Однако наиболее активно все наличные машины использовались после окончания первого перемирия 1 июля и развертыванием крупномасштабных боевых действий на севере Донецкой и Луганской областей. Так, Су-25 активно применялись для поддержки наступления в районе Краматорска. Кстати, впервые наблюдатели отметили применение свободнопадающих бомб - как 250-кг, так и 500-кг.

Вот характерная сводка штаба АТО только за 12 июля (все удары наносились летчиками Су-25-х): «Первый авиаудар авиации был нанесен по опорному пункту террористов в районе населенного пункта Лисичанск. В результате поражено скопление боевиков, а также вооружение и техника.

Второй прицельный авиаудар был нанесен по базе боевиков в районе населенного пункта Гольмовский, Горловского района. Там помещение специализированной школы террористы оборудовали под свои казармы. Авиацией было уничтожено до 30 террористов, 2 установки РСЗО БМ-21 «Град», 2 единицы ЗУ-23-2 и до 6 единиц бронированной боевой техники.

Третий авиаудар нанесен в районе скопления боевиков вблизи населенного пункта Ровеньки. Летчики уничтожили до 10 боевиков, уничтожено реактивную систему залпового огня БМ-21 «Град» и выведены из строя несколько единиц бронированной техники.

Четвертый авиаудар был осуществлен по базе боевиков в районе населенного пункта Торез. Данные по уничтоженной технике и живой силе боевиков уточняются.

Пятый авиаудар самолеты Воздушных Вооруженных сил Украины нанесли в районе кургана Саур-могила, что недалеко от Донецка. Авиацией поражено опорный пункт, где были сосредоточены террористы, боевую бронированную технику и склады с боеприпасами и оружием. Данные уточняются.

Также в течение дня проведено воздушную разведку и выполнено 7 самолетовылетов на прикрытие группировок войск (сил АТО).

Всего в течение суток авиацией Воздушных Сил Вооруженных Сил Украины выполнено 16 самолетовылетов».

ПЗРК «Игла» - основной противник летчиков Су-25 за время войны на ДонбассеПЗРК «Игла» - основной противник летчиков Су-25 за время войны на ДонбассеОднако увеличение числа вылетов и насыщение отрядов сепаратистов средствами ПВО не могло не привести рано или поздно к потерям. Впервые украинские СМИ упомянули потерю Су-25 2 июля, когда поврежденный во время боевого вылета в районе Снежного самолет хотя и был доведен летчиком до аэродрома Днепропетровск, однако при подходе машина загорелась и летчик был вынужден катапультироваться.

Тяжелым днем для украинской авиации стало 16 июля, когда один Су-25 получил серьезные повреждения, а второй был сбит в районе Амвросиевки. Летчик катапультировался и смог избежать плена. По поводу причины потери до сих пор нет ясности - летчик утверждает, что был поражен ракетой класса «воздух - воздух» из-за границы, СМИ сепаратистов - сбит из ПЗРК.

21 июля недалеко от Мариновки был сбит Су-25 командира эскадрильи подполковника Юрия Шевцова. Летчик катапультировался над территорией, временно не контролированной властями, скрывался в течение месяца, однако был схвачен. Позже был обменян и вернулся к боевой работе.

Террористы позируют на фоне крыла сбитого Су-25, Шахтерский район, лето 2014 г.Террористы позируют на фоне крыла сбитого Су-25, Шахтерский район, лето 2014 г.Огромные потери как армия, так и авиация понесли при обороне стратегической высоты Саур Могила практически на самой границе с РФ. 23 июля во время массовой штурмовки были сбиты сразу два из четырех штурмовиков. Один упал в районе деревни Дмитриевка, второй - недалеко от Шахтерска. Украинские СМИ заявили, что по крайней мере один самолет был сбит ракетой «воздух - воздух», выпущенной с борта российского МиГ-29, патрулировавшего вдоль границы. Российские официальные лица привычно все отрицали.

После этого штурмовики стали применять крайне ограниченно, при этом были подняты высоты применения, чтобы избежать поражения из ПЗРК, что привело к резкому снижению эффективности ударов. 

Тяжелейшее положение в районе Иловайска в конце августа заставило пустить в ход буквально все, в том числе и Су-25-е. Однако зенитное прикрытие вошедших российских частей было гораздо более современным, чем то с чем сталкивались украинские летчики до этого. И как итог  - 29 августа 2014 года в районе Старобешево двойным пуском ЗРК «Оса-АКМ» был сбит самолет капитана Владислава Волошина. Летчик катапультировался и был подобран бойцами Нацгвардии.

Модернизированные Су-25М1 отличаются пиксельным камуфляжемМодернизированные Су-25М1 отличаются пиксельным камуфляжемЕще один самолет был потерян в этом районе на следующий день (официально не подтверждено до сих пор). Это последние на осень 2015 года вылеты украинских Су-25 в ходе войны на Донбассе.

Подводя итоги, отметим, что пять из шести сбитых Су-25 были модернизированные Су-25М1. Еще три самолета получили боевые повреждения, но смогли вернуться на аэродром базирования.  

На сегодняшний день проводятся работы по восстановлению парка штурмовиков. За последние полгода в строй поставлено 6-7 машин. Ведутся работы по включению в состав бортового вооружения управляемых ракет Х-25 и Х-29.

Наличие Су-25 в составе Воздушных Сил Украины (по состоянию на осень 2015 г.)

 

Тип

Кол-во

Номера

Су-25

8

01, 05, 10, 16, 19, 20, 24, 27

Су-25М1

11

02,  09, 15, 29, 07, 17, 37, 35, 38, 40, 41

Су-25УБ

3

60, 61, 62

Су-25УБМ1

2

64, 65

 Михаил Жирохов