Линейка Су-27 на аэродроме Миргород, 2013 г.Принятый на вооружение ВВС СССР перехватчик Су-27 на тот момент был одним из лучших в своем классе в мире. На эти машины массово перевооружали полки ПВО, поэтому после распада СССР большая их часть осталась в России. Лишь около 30 машин отошло Беларуси и 74 самолёта (включая 2 прототипа Су-33) достались Украине.
Они были сосредоточены в четырех полках: 831 иап (Миргород), 62 иап (Бельбек), 100 киап (Новофедоровка) и 3-е управление ГНИИ ВВС (Кировское). Интересно, что в отличии от большинство типов самолетов и вертолетов их количество практически не подвергалось сокращению. Кроме двух потерянных в катастрофах Су-27УБ за рубеж были проданы 9 машин: 2 - в США, 1 - в Великобританию, 3 - в Эфиопию, 2 - в Эритрею и 1 - в Китай.
Естественно, что при крайне ограниченном финансировании состояние машин было разным, однако значительно лучше, чем, например, у МиГ-29, составляющих основу украинской истребительной авиации.
Что в принципе имело под собой весьма серьезные основания. В плане боевых возможностей Су-27 существенно превосходит МиГ-29 - в несколько раз больший радиус действия, значительно большая боевая нагрузка, более мощная РЛС с более чем в 2 раза большей дальностью обнаружения и т.д. Кроме того, все полученные Украиной машины были достаточно «молодыми», к тому же Су-27 имеет более чем в 2,5 раза больший ресурс (по сравнению с тем же МиГ-29).
Су-27 над Краматорском, апрель 2014 г.Однако события 2008 года (когда после продажи двух машин в США Россия прекратила поставки запчастей для истребителей Су-27) значительно подкосили боеготовность перехватчиков - в итоге количество Су-27 уменьшилось до 30 с небольшим машин.
В 2013 году Украине удалось провести капитальный ремонт 6 машин, при этом он осуществлялся за счёт «технического каннибализма». Эти Су-27 в новом «цифровом» камуфляже стали своеобразным символом ВВС Украины.
На начало крымских событий в строю ВС Украины насчитывалось 19 летающих самолетов: 5 - в составе 9-й бригады тактической авиации (бта), 9 - в 831-й гвардейской бригаде тактической авиации и 5 - в «МиГремонт». Еще 32 борта находились в отстойнике на аэродроме Миргород, 4 - в Озерном.
Су-27 ВВС Украины, март 2015 (с)Spotters.net.uaИстребители - перехватчики в марте 2014 года были переброшены на приграничные аэродромы - так, четыре Су-27 были приданы 229-й бта в Николаеве. Одновременно начались показательные полеты на «горячих» направлениях - в частности в Чернигове. С развитием ситуации на Донбассе летчики парами и в одиночку стали «показывать флаг» над крупными городами: так, 7 апреля пара осуществила облет Донецка, 15-го числа - Краматорска, 16-го - Славянска.
Летом 2014 года в приграничных сражениях Су-27 выступили и в роли ударных самолетов. Правда, по всей видимости, не слишком эффективно, что впрочем и неудивительно - летчиков учили «работать» по воздушным целям. Автору известен только один достоверный случай применения Су-27: 20 июля под Суходольском под раздачу попали позиции боевиков.
Передача ВВС Украины очередного восстановленного «борта»После подписания Минских соглашений усиленными темпами началось восстановление самолетного парка ВВС Украины, в том числе и Су-27-х. Это тема является военным секретом и о возрожденных из небытия бортах узнаешь как правило только после фотографий споттеров на каком-то из аэродромов или редких сообщений СМИ.
По состоянию на осень 2015 года известно уже о пяти восстановленных перехватчиках, а по некоторым данным в начале 2016 года в строю должно быть 36 машин (то есть полноценная бригада).
Наличный парк Су-27 ВВС Украины (по состоянию на осень 2015 г.)
Тип камуфляжа |
Кол-во |
Бортовые номера |
«Флора» |
11 |
15, 26, 28, 38, 39, 52, 53, 69, 70, 74 (УБ), 75 (УБ) |
«Цифра» |
12 |
33, 37, 45, 46, 50, 54, 55, 58, 71, 73 (УБ), 100 (П), 101 (П) |
«Осколок» |
8 |
06, 08, 27, 30, 41, 43, 56 + один не идентифицированный борт |