Государственная авиационная служба Украины намерена урегулировать вопросы безопасности полетов беспилотных воздушных суден.
С этой целью ведомство разработало проект концепции положений и процедур по обеспечению безопасности полетов воздушных суден (ВС) авиации общего назначения, спортивных, любительских, беспилотных летательных аппаратов, текст которого размещен на веб-сайте Госавиаслужбы.
Согласно документу, необходимость его разработки вызвана появлением новых типов ВС, в том числе дистанционно пилотируемых, и необходимостью упорядочения и регламентации деятельности, связанной с их использованием.
Так, сертификацию беспилотников предлагается осуществлять путем выдачи сертификата типа, который охватывает все соответствующие компоненты, необходимые для выполнения контролируемого полета. Аналогично двигателям и воздушным винтам сертификацию наземного пункта управления можно осуществлять путем процедуры, аналогичной выдаче сертификата типа. Опорными критериями для определения классификации беспилотников предлагается считать: полетный вес, радиус действия и метод управления (в пределах видимости, вне ее пределов и по запрограммированной траектории), кинетическую энергию при столкновении беспилотника с препятствием.
В документе также отмечается, что летную эксплуатацию беспилотных авиасистем (БАС) осуществляют операторы или так называемые "внешние пилоты", обязанности которых аналогичны обязанностям пилотов пилотируемых ВС в части эксплуатации беспилотников.
"Поэтому вопрос о квалификации этих лиц нуждается в тщательном рассмотрении, что обусловлено необходимостью обеспечения соответствия знаний и навыков для выполнения новых видов полетов", - говорится в документе.
Поскольку внешний пилот является новой категорией авиаспециалистов, предлагается разработать свидетельство внешнего пилота, в котором будут указываться необходимые квалификационные отметки и ограничения. Разработка образца свидетельства и отработка учебных программ и правил сертификации персонала возможна после введения системы классификации БАС и установления правил полетов для них.
В проекте концепции также отмечается, что при введении в существующую аэронавигационную систему пользователя воздушного пространства нового типа, каковым является беспилотная авиасистема, основным является сведение к минимуму рисков для всех пользователей воздушного пространства.
С целью поэтапной интеграции БАС в среду организации воздушного движения предлагается предусмотреть два этапа обеспечение полетов беспилотников, и, исходя из этого в настоящее время до момента введения в действие соответствующей нормативной документации предлагается считать возможным безопасное выполнение полетов беспилотников только в зарезервированном воздушном пространстве или в пределах неконтролируемого ВП (класс G) на высотах меньших минимальной безопасной высоты полета для пилотируемых ВС (в настоящее время – 150 м вне населенных пунктов и скоплений людей) и при метеоусловиях, не хуже установленных для полетов по правилам визуальных полетов (высота нижней границы облаков не менее 450 м и горизонтальная видимость не менее 5 тыс. м), а в пределах населенных пунктов – по отдельным разрешениям ГАСУ и местных органов власти.
Помимо прочего, предлагается считать возможным страхование деятельности по использованию беспилотных авиасистем на принципах, что и в деятельности, связанной с использованием авиации общего назначения и спортивных ВС, то есть с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев и эксплуатантов этих ВС. Кроме того, при коммерческом использовании беспилотников с высокой стоимостью, считается целесообразным страхование самих беспилотников.
Поскольку беспилотник по своему назначению и конструктивному исполнению аналогичен самолету, и их управление осуществляет "пилот" с ПК. Они должны быть аналогично защищены от незаконного вмешательства в деятельность авиации, или попытки использования их в качестве оружия, или доставки оружия к потенциально важным объектам.
Согласно документу, все вышеуказанное относительно беспилотников не относится к дистанционно управляемым моделям спортивного и развлекательного назначения общей массой менее 20 кг.
Учитывая значительный масштаб и сложность задач, связанных с внедрением фактически нового вида авиации, считается целесообразным создать соответствующее спецподразделение в составе Госавиаслужбы.