За три миротворческие миссии Артур Евдокимов увеличил налет почти в восемь раз
- Сколько себя помню - авиация была частью моей жизни, - признается капитан Артур Евдокимов. - В нашей семье все мужчины связаны с военной авиацией - отец, старший брат Алексей и я. Постоянно вспоминаю рассказы отца о вертолетах. Он летал на Ми-1, Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-24 и Ми-8.
Однако стать летчиком после окончания летного колледжа, филиала Кировоградской летной академии и Национального авиационного университета, у Артура сразу не получилось. Попробовав себя во многих гражданских специальностях, он переехал в Херсон. Его старший брат служил там в 11-й отдельной бригаде армейской авиации. Именно тогда Артур понял, что военная авиация - это тот путь, на котором у него есть шанс реализоваться. В конце 2009 года его призвали в ряды ВС Украины на должность летчика-штурмана в часть, где служил Алексей.
С тех пор Артур всегда был под пристальным наблюдением брата - военного летчика ударного вертолета Ми-24, пара которых, как правило, прикрывает работу Ми-8. Так было на учениях и в повседневной службе. Так произошло и в Африке, где братья Евдокимовы вместе побывали трижды.
- В первую ротации мой общий налет составил около 100 часов. За три миротворческие миссии он увеличился почти в восемь раз. Это была реальная работа, - вспоминает офицер.
Впоследствии африканский опыт полетов пригодился летчику в АТО, где с первых дней российской агрессии экипаж Артура Евдокимова выполнял задание на границе с Крымом.
- Когда в нашу часть пришли первые «двухсотые», все сразу поняли, что это настоящая война, - рассказывает военный летчик.
Во время выполнения задач в зоне АТО капитану Артуру Евдокимов больше всего запомнился полет на высоту в районе Зеленополья.
- В то время эта местность фактически контролировалась боевиками. Однако часть наших сил с боями удерживала эту территорию. Необходимо было забрать раненых бойцов 79-й отдельной аэромобильной бригады. Типичная задача, но на этот раз мы летели не в зону боевых действий, а на территорию боевиков, которые, по данным разведки, имели средства ПВО, - делится воспоминаниями летчик.
Члены экипажа хорошо понимали: там наши ребята, они ранены, они ждут, и каждый потерянный час может стоить им жизни. Поэтому летчики сразу начали обсуждать, как максимально быстро и безопасно выполнить полет.
- Первое, что мы изменили, это предварительно утвержденный маршрут, - говорит военный летчик. - День был ясный, и враг нас хорошо видел и без специальных средств. Мы шли на минимальных высотах, прижимаясь к рельефу местности. О стрелковом оружии тогда даже не думали. К счастью, в момент захода на посадку бой вокруг площадки прекратился. Коснувшись земли, не выключая двигателей, мы начали забирать на борт раненых.
Десантники работали быстро, их комбат с позывным «Майк» также помогал. Никаких разговоров, просьб от них не было. Только одно - долететь, как можно скорее ...
Через несколько минут экипаж Ми-8 уже мчался на минимальной высоте в направлении Днепропетровска. Однако бортовой стрелок заметил авто, которое на большой скорости двигалось навстречу. Машина резко остановилась, и из нее вышли двое мужчин.
- В таких ситуациях нет времени на размышления, гражданские это или боевой расчет противника, - убежден офицер.
Пулеметная очередь рядом с автомобилем помогла понять, что они замечены и находятся в зоне поражения. Поэтому машина, развернувшись, исчезла в противоположном направлении. В тот день удалось вовремя доставить в госпиталь всех раненых - никто не умер на борту.
- Тогда мы с братом работали по-настоящему, по-боевому, почти как в Африке. Я на Ми-8, а Алексей на Ми-24, пара которых всегда прикрывала нас во время выполнения задач, - вспоминает Артур Евдокимов. - Иногда весь пол вертолета была залит кровью раненых ...
Сегодня летчик 3-го класса капитан Артур Евдокимов снова выполняет полетные задания, однако уже в другой части света - в Демократической Республике Конго. Работа в этой стране приближена к боевой, ведь, в отличие от Либерии, Миссия в Конго стабилизационная и предусматривает применение оружия против незаконных вооруженных формирований.
- Конечно, служба в Миссии ООН - это не АТО на родине, - уверен Артур Евдокимов. - Однако это также опыт. В ДР Конго есть свои особенности пилотирования.
В частности, здесь горная местность. Большинство взлетно-посадочных площадок имеют ограниченный размер, не всегда должным образом оборудованы и расположены на высоте более 2000 метров над уровнем моря. А горный разреженный воздух уменьшает мощность двигателя вертолета. Переменчивая погода, сложный рельеф местности, близость границы с соседним государством Руанда требуют от летчика внимания, правильных расчетов, профессионализма. К тому же динамика выполнения задач очень высока. Полеты происходят практически ежедневно. При этом специалисты утверждают, что если бы у нас не было вертолетных отрядов в Африке, наверное, сегодня не было бы столько подготовленных летчиков.
О таких, как Артур, часто говорят: летает в облаках. Правда, теперь офицеру приходится летать и над ними.
- Знаете, после возвращения из АТО почему-то запомнилось, что сын меня не узнал, - рассказывает Артур Евдокимов. - Наверное, слишком долго меня не было дома. Но по-другому в нашей профессии нельзя. Я военный летчик, поэтому надеюсь летать. Очень бы хотел приобрести опыт в Мали, Афганистане и тому подобное. Но самая главная моя мечта - отстоять мир на Родине. Тогда уж точно удастся реализовать все запланированное.
«Народная армия»