Министерство инфраструктуры планирует в течение полугода завершить достройку паркинга в международном аэропорту Борисполь.
Об этом сообщается в презентации МИУ, которая представлена международным инвесторам в Киеве 24 мая.
В презентации отмечается, что достройка паркинга будет проходить на условиях государственно-частного партнерства. МИУ воспринимает этот проект пилотным, ожидая в дальнейшем расширить успешный опыт по взаимодействию с инвестором на другие проекты.
Советник министра инфраструктуры Александра Клитина рассказала Бизнес НВ, что речь идет о концессии и теперь нужно заниматься поиском инвесторов.“Мы как министерство намерены объявить тендер и пригласить консультанта по поиску инвестора”, - объясняет Клитина. По ее словам, консалтинговая компания выполнит технико-экономическое обоснование проекта, будет контактировать с потенциальными инвесторами и собирать предложения. “Цель – провести прозрачный тендер уже в августе или сентябре этого года”. – говорит она.
“Нам очень важно провести проект быстро, и мы имеем полную поддержку от Министерства экономического развития и торговли и Фонда госимущества”, - говорит советник министра.
Напомним, паркинг около основного терминала D аэропорта Борисполь планировалось построить еще к футбольному чемпионату Евро-2012. В конце декабря 2015 года МИУ распорядилось ускорить проведение конкурса по отбору инвесторов для реализации проекта по строительству.
В феврале 2016 года бывший министр инфраструктуры Андрей Пивоварский заявлял, что в финансовом плане аэропорта на этот год предусмотрено 168 млн грн на завершение строительства паркинга. По его словам, завершение строительства было исключено из целевой программы развития аэропорта. Экс-министр объяснял, что есть два варианта решения этого вопроса: либо аэропорт достраивает своими силами, либо проводить новый конкурс и отбирают нового подрядчика. Сейчас по оценкам МИУ, на завершение строительства паркинга требуется около 100 млн гривен.
Экс-замминистра инфраструктуры Александр Кава не видит проблем в достройке паркинга. Впрочем, он напоминает, что прошлое руководство аэропорта заплатило аванс компании за строительство, которая в итоге обанкротилась.
Ранее, в августе 2015 года суд расторгнул договор аэропорта с генподрядчиком по строительству паркинга и обязал возместить аэропорту основной долг в размере 93,4 млн гривен, а также пеню - 4,1 млн гривен и судебные издержки - 74,3 тыс гривен. Но в сентябре 2015 года генподрядчик ( ПАО Строительное управление № 813) подал апелляцию на решение о расторжении договора. На сегодняшний день открыто уголовное производство, так как подрядчику был уплачен аванс, который тот не отработал.
Генеральный директор аэропорта Борисполь Евгений Дыхне поясняет, что сам аэропорт строить парковку не будет, так как управление парковками – это не его профильная деятельность. “Мы рады были бы зарабатывать деньги сами, но я не уверен, что сумеем построить такую систему контроля, как частный инвестор”, - говорит он. По его словам, аэропорт не рассчитывает на мировые показатели (треть всех доходов – от парковки). “В Борисполе час парковки стоит 30 грн, а в европейских аэропортах усредненный тариф – 4 евро в час”, - поясняет гендиректор. Разница в цене существенная, хотя инвестиции одинаковы.
Клитина отмечает, что речь идет не только о паркинге, но и о прокате автомобилей. Возможно часть паркинга будет использована, как отель. “Это все будет просчитано в ТЭО, которое мы планируем выполнить вместе с консультантом”, - поясняет она.
Впрочем, Кава уверен, что проект должен реализовывать сам аэропорт, а не сторонняя компания. Дыхне также соглашается, что логичней было бы, чтобы инвестор сам предложил варианты, и понес финансовые затраты и ответственность за результат.
По мнению Дыхне, существующий проект нужно существенно корректировать. “Я не вижу возможности эксплуатации 2036 паркомест при нынешней загрузке аэропорта”, - говорит он. Сегодня со всеми парковками (и почасовой, и на более длительное время) заполняем в самый пик чуть более 600 мест. “Запускать проект, у которого емкость в четыре раза выше нынешней – огромный риск”, – объясняет он. Когда аэропорт предлагал министерству достроить парковку в 2016 году своими силами, подразумевалась лишь половина объекта. “А это явно не улучшило бы визуальное восприятие аэропортовской картинки”, - говорит он.
Клитина же отмечает, что сейчас цель состоит в том, чтобы с меньшими затратами аэропорта завершить этот объект. “Даже если у аэропорта есть эти деньги, то их лучше потратить на более важные вещи, как ремонт полос для взлета и посадки самолетов, чем на строительство парковки”, - поясняет она.
Эксперт направления транспорта некоммерческой организации Офиса эффективного регулирования Сергей Хижняк отмечает, что каждый инвестор должен произвести свою оценку проекта. Оценить стоимость затрат по его строительству, количество парковок, сравнить существующий пассажиропоток аэропорта и который будет в ближайшее время, тарифы на парковки. А также, как аэропорт будет развиваться в ближайшее время. “Так как когда проектировался этот паркинг пассажиропоток был совсем другой, и прогнозы по его развитию тоже”, - говорит эксперт. По его словам, падение рынка авиаперевозок на 30% никто не ожидал.
По словам Хижняка, пока что многие инвесторы смотрят с опаской на Украину из-за политической и экономической ситуации. “А также из-за невозможности сделать какие-то реальные прогнозы на будущее”, - говорит эксперт.