Авиационный комплекс становится флагманом перехода украинского ВПК на стандарты НАТО
Отечественная экономика постепенно восстанавливается после затяжного падения последних лет - в феврале 2016 г. (впервые за три последних года) был зафиксирован рост промышленного производства на 7,6% по сравнению с соответствующим месяцем предыдущего года. Всего же по итогам первого квартала 2016 г. рост составил 3,7%. Тенденция позитивная, однако этого пока явно недостаточно для того, чтобы вернуть утраченные позиции.
На фоне проблемных отраслей украинской экономики, к которым относятся горно-металлургический, химический, энергетический комплекс, в последнее время стала выгодно выделяться украинская авиационная промышленность. С одной стороны, этому в определенной степени поспособствовали российские власти - аннексировав Крым и затеяв войну на Донбассе, Кремль выступил катализатором восстановления отечественного военно-промышленного комплекса, продукция которого стала, как никогда раньше, востребована украинской армией. Как результат, за прошлый год украинские предприятия ВПК поставили Минобороны и Нацгвардии более 1,4 тыс. единиц новой и модернизированной техники и вооружений. Из них каждая пятая была делом рук авиаремонтников и авиастроителей. С другой стороны, наши предприятия продолжают завоевывать доверие иностранных заказчиков. Подтверждением чему можно считать подписанные в конце марта с компанией Reliance Defence Ltd нашей страной меморандумы о производстве Украиной 200 многофункциональных транспортных самолетов, а также договоренность крупнейшего авиастроительного госпредприятия "Антонов" с корпорацией Taqnia Aeronautics из Саудовской Аравии о совместном производстве в этой стране 80 самолетов Ан-132.
Одним из стратегических направлений модернизации украинского ВПК является приведение его к международным стандартам, в частности Североатлантического альянса. Несколько дней назад соответствующая стратегия была утверждена на заседании Совета национальной безопасности и обороны Украины. "Руководство страны ставит задачу по переводу украинской оборонной сферы на стандарты НАТО, и мы ее выполняем", - заявил "ДС" главный инженер Воздушных сил ВСУ Петр Скоренький.
По мнению бывшего замминистра экономики Украины Александра Пинского, следующим логическим шагом должна стать разработка и утверждение программ в рамках этой стратегии для отдельных направлений, в том числе авиационной отрасли. "В условиях, когда у нас нет и уже не будет российского рынка, нужно приложить сверхусилия для выстраивания новой кооперации, поисков нового партнерства", - сообщил он "ДС". Добавив, что сертификация по стандартам НАТО наших авиазаводов открывает перед предприятиями новые горизонты.
В Украине пока не так много предприятий военно-промышленного комплекса, которые прошли соответствующую процедуру. Летом минувшего года сертификат соответствия Североатлантического альянса AQAP 2120 получило государственное предприятие "Завод 410 гражданской авиации" (ГА) - одно из ведущих авиаремонтных предприятий Украины. Сертификат был выдан заводу на проведение работ по модернизации самолетов Ан-26.
На ГП "Завод 410 ГА" говорят, что на сегодняшний день они обладают всем необходимым, чтобы обеспечить перевод украинской транспортной авиации на стандарты НАТО. Только в течение 2015 г. предприятие выполнило работы по ремонту и техническому обслуживанию десятка самолетов семейства Ан Военно-воздушных и Военно-морских сил ВСУ, Национальной гвардии, Государственной службы по чрезвычайным ситуациям Украины, а также минобороны Венгрии.
Так было не всегда. Еще восемь лет назад Завод 410 ГА находился на грани банкротства. Позитивные изменения эксперты связывают с генеральным директором Сергеем Подрезой, назначенным на должность в 2008 г. "В те времена завод имел восьмимесячную задолженность по зарплате и невыполненные контракты на ремонт двух десятков самолетов и двигателей. Сергей Подреза сохранил коллектив, вернул доверие заказчиков, интегрирует предприятие в мировое авиастроение", - отмечает Петр Скоренький. По его мнению, внедрение стандартов НАТО в авиастроении и авиаремонте не только позволит повысить безопасность полетов, но и значительно улучшит позиции наших заводов на мировом рынке сбыта.
В апреле нынешнего года предприятие подписало контракт с ВВС Египта о техническом обслуживании и адаптации трех самолетов Ан-74 под требования страны-заказчика и ведет переговоры с потенциальными клиентами из стран - членов Североатлантического альянса. Так, в конце мая текущего года завод посетила делегация представителей авиационных компаний Канады для обсуждения вопросов сотрудничества в области ремонта и модификации авиационной техники. Таким образом, предприятие диверсифицирует рынки сбыта, стремясь наращивать чистую прибыль. За прошлый год она превысила 48 млн грн., а общая сумма доходов ГП от всех видов деятельности составила без малого 2 млрд грн., или на 114% больше, чем в 2014 г.