27.12.06 
В декабре 2006 г. Киевсовет отправил на доработку проект развития Жулянского аэропорта. Согласно этому документу предполагается на базе существующего аэрокомплекса создать ЗАО. Причем 49% акций которого будут переданы некоему таинственному инвестору.
Интересно, что об инвесторе в проекте говорится обстоятельно, со знанием дела – мол, это солидная структура, которая выполнит, взятые на себя обязательства, но вот только загвоздка в том, что его не называют. Впрочем, так же как и не объясняют, почему инвестор будет один и почему не хотят проводить инвестиционный конкурс. Все это наталкивает на мысль, что в мэрии готовят теневую приватизацию аэропорта.

Проект «Стратегической концепции дальнейшей работы по развитию коммунального предприятия «международный аэропорт «Киев» предполагает коренную реконструкцию аэропорта. Она предусматривает удлинение взлетно-посадочной полосы, расширение существующего пассажирского терминала и строительство новых VIP и грузовых терминалов. В концепции утверждается, что после реконструкции Киев получит современный, и самое важное городской аэропорт. Он будет специализироваться на внутриукраинских перевозках, а также на обслуживании VIP самолетов.

В частности, до 2008 г. на ремонт ВПП, рулежных дорожек, строительство новой, монтаж специального оборудования потребуется около 30 млн. у. е. Еще около 2,5 млн. потребуется на расширение пассажирского терминала, 2 млн. пойдет на закупку оборудования для него. Причем новый терминал собираются строить с 2008 по 2016 г., что выглядит странным, а пока планируют реконструировать существующий терминал. Нестыковки также касаются VIP и почтово-грузового терминала. Их также почему-то «задвинули» на более отдаленную перспективу.

Самое главное, в концепции не указывается, сколько же средств вложит таинственный инвестор в проект и сколько он должен заплатить за 49% акций аэропорта. Есть только не совсем понятная оценка основных фондов предприятия, которая, судя по косвенным признакам, сводится к тому, что аэропорт продадут всего за $5-10 млн.

Один из пунктов предполагает, что для помощи аэропорту создадут базовую авиакомпанию. Она получит приоритет по работе в Жулянах и одновременно она должна привлекать дополнительные пассажиропотоки в аэропорт. С одной стороны, это нормальная мировая практика, когда базовым авиакомпаниям предоставляются скидки на аэропортовое и аэронавигационное обслуживание, а с другой, очень эта схема напоминает выписывание правил «под себя».

Дело в том, что в концепции не указаны критерии отбора базовых авиакомпаний – какой они должны обеспечивать пассажиропоток, либо количество самолетовылетов. В Борисполе, например, есть четкие правила – перевезла авиакомпания определенное количество сотен тысяч пассажиров через аэропорт, ей предоставляется скидка на аэропортовое обслуживание пассажиров. Другое дело, что некоторые авиакомпании получая эти скидки ведут себя, мягко говоря, не корректно по отношению к пассажирам, «забывая» им сообщить, что им положена скидка в несколько долларов на аэропортовый сбор и попросту кладут сэкономленные деньги себе в карман.
Но суть проблемы в данном случае в другом, в Жулянах хотят создать базовую авиакомпанию и судя по тексту концепции она будет всего одна. По поводу же вопроса кто именно может стать этой компанией, эксперты уже даже строят прогнозы. И они довольно прозрачны.

Нынешний генеральный директор аэропорта Сергей Никифоров до своего назначения был руководителем авиакомпании «Челендж Аэро» (специализируется на VIP перевозках). Эта авиакомпания после нового назначения своего бывшего руководителя быстро «подняла голову». Зато другие перевозчики почувствовали себя чужими в Жулянах. В аэропорту начались конфликты между авиакомпаниями. Одна из которых – «Аэростар» - объявила о перебазировании в Борисполь. Свои действия ее представители объяснили давлением со стороны нового руководителя аэропорта.

Не безынтересен пункт о строительстве в аэропорту нового бизнес-городка, в котором будет гостиница, несколько офисных зданий, выставочно-торговый центр, логистические склады, почтовый центр для развития бизнеса курьерской доставки. Этот пункт достаточно подробно описан, но не указано какие именно территории пойдут под этот городок.

Причем Минтранссвязи накануне рассмотрения проекта реконструкции уведомил горсовет, что концепция не проработана и имеет множество противоречий. «Соответствующее заключение депутатам Киевсовета мы передали, в концепции отсутствует множество разделов, которые в ней должны быть. Там нет обоснований необходимости строительства и реконструкции аэродромной инфраструктуры, под какие именно воздушные суда будет использоваться новая полоса, размеры и пропускная способность терминалов и т.д.», сообщил источник в министерстве, пожелавший остаться не известным.

Все эти не стыковки специалисты объясняют спешкой в подготовке документов. Однако последнее время сразу несколько бизнес-групп в Киевсовете заинтересовались проектами в Жулянях. Эксперты не исключают, что концепция специально была разработана с «белыми пятнами» для того, чтобы после ее принятия Киевсоветом оставалась возможность манипуляций при реконструкции аэропорта.

Сам С. Никифоров заявляет, что проект реконструкции обойдется не менее чем в $500 млн., при этом проект разбит на этапы, первый как раз и предполагает инвестиции в размере 100 млн. грн. Правда, эксперты обращают внимание на тот факт, что процедуры до конца так и не прописаны, поэтому инвестор, вложив в проект первые 100 млн. грн., может найти массу причин не развивать аэропорт в дальнейшем, а заняться, например, строительством упомянутого в концепции бизнес-городка.

Пока что Киевсовет отправил проект реформирования Жулян, на доработку, однако эксперты ожидают, что следующий вариант концепции появится в сессионном зале очень скоро. Слишком уж это лакомый кусок земли - по самым скромным оценкам строительство микрорайона тут может принести от $1 до 2 млрд.

Источник: www.ugmk.info