Департамент земельных ресурсов КГГА предлагает депутатам Киеврады разделить земельный участок, принадлежащий КП «Международный аэропорт «Киев» и находящийся в его постоянном пользовании.
Сообщает "ДС".
Его общая площадь составляет 239 га. От него предлагают отделить два участка — 0,49 и 0,27 га — для передачи частной компании «Спец-авиа». Фирма еще в 1998 г. купила расположенные на этой земле ангары для обслуживания самолетов. Теперь она просит оформить участки в аренду или собственность.
Пока столичные депутаты не торопятся раздавать землю аэропорта. «Эти участки еще могут понадобиться. Если они отойдут в долгосрочную аренду либо в собственность частной компании, мы уже не сможем на них претендовать, даже если возникнет необходимость развивать коммунальный аэропорт», — заявил глава рабочей группы по вопросу разделения земельного участка Роман Марченко.
Городские власти декларируют намерения развивать аэропорт. В плане реализации Стратегии развития Киева в 2016–2018 гг. запланировано строительство двух новых ангаров, аварийно-спасательной станции и двух мест стоянки воздушных судов для противогололедной обработки.
На строительство этих объектов, а также еще на несколько ремонтов и обновлений в ближайшие три года хотят потратить 263 млн грн. Бюджетные средства тратить не планируют: КП «Международный аэропорт «Киев» является одним из немногих прибыльных городских предприятий. В 2015 г. его прибыль превысила 20 млн грн. По этому показателю аэропорт опередили только строительное КП «Житлоинвестбуд-УКБ», прибыль которого составила 50 млн грн., и КП «Киевреклама» (21 млн грн.).
Дирекция аэропорта и профильный департамент транспортной инфраструктуры КГГА возражений против отделения земельного участка от территории «Киева» не имеют. Однако, по мнению Романа Марченко, горсовету предстоит тщательно разобраться в этом вопросе. Не исключено, что в конце концов будет вынесено противоположное решение — о выкупе имущества «Спец-авиа» за бюджетные деньги. Пока что комиссии Киеврады не утвердили решение о разделе земельного участка аэропорта. Но это не значит, что вопрос закрыт. Его и дальше планируют выносить и на комиссии, и на пленарное заседание горсовета.
Кто стоит за частной фирмой, претендующей на землю муниципального аэропорта? 75% акций ПАО «Спец-авиа» распределены между тремя британскими компаниями — Tolineks Properties LLP, Amserv Consulting LLP и Capini Investment LLP. Дальше пути собственности ведут на Панаму, и узнать их конечных бенефициаров напрямую нельзя.
Но это нетрудно сделать, посмотрев на руководящие органы «Спец-авиа». Глава правления компании — Олег Вайханский, который одновременно руководит фирмой «Плазма-Полис», принадлежащей частному сельскохозяйственному предприятию «Агрофирма «Свитанок».
Это одна из крупнейший агрокомпаний Киевской области. Ее штаб-квартира расположена недалеко от села Ковалевка в Васильковском районе. «Свитанок» принадлежит Татьяне Засухе — жене бывшего губернатора Киевской области.
Осенью 2012 г. Засуха со скандалом проиграла парламентские выборы в своем округе (результаты голосования в итоге были отменены). Представители «Свитанка» буквально оккупировали все органы управления «Спец-авиа». Они находятся в ревизионной комиссии, наблюдательном совете и т. д., а главой набсовета является Наталья Войтенко — по совместительству замдиректора по аграрным вопросам агрофирмы.
Выручка «Свитанка», по оценкам «ДС», превышает 500 млн грн., тогда как «Спец-авиа» не может похвастаться тем, что генерирует для своего реального, а не офшорного владельца сколь-нибудь значимый денежный поток. Выручка авиапредприятия в 2014 г. составила 3,8 млн грн.
Еще пару лет назад компания занималась тем, что по заявкам различных министерств и ведомств проводила авиапатрулирование газопроводов, нефтепроводов, линий электропередач, водоемов, лесов. Однако заказов уже нет, и техника давно списана.
По данным Госавиаслужбы, последнего своего самолета типа Як «Спец-авиа» лишилась в 2013 г., и на сегодняшний день в ее авиапарке официально не осталось ни одного воздушного судна. Возможность получить землю на территории аэропорта «Киев», которая активно застраивается, — это шанс вернуть компании экономический смысл существования.