29.07.16 
ImageПоддержание аэродромов в «работоспособном» состоянии - задача не из простых и, откровенно говоря, не из дешевых

Доминирование в воздухе обеспечивается прежде всего упорным трудом на земле. Собственно, с аэродрома начинается и именно здесь заканчивается выполнение летчиками боевой задачи. Каждому из них хочется, чтобы этот «дом», как с любовью называют его пилоты, всегда был гостеприимным и уютным, готовым при любых условиях принять своих «птичек». И уход за аэродромом - дело хлопотное и требует не только огромного желания, но и незаурядных возможностей. Возможностей профессиональных, технических, финансовых ...

После распада СССР независимой Украины перешла по наследству мощная аэродромная сеть, которая насчитывала около 100 военных аэродромов, способных принимать несколько тысяч самолетов и вертолетов различных типов. Но тогда считалось, что молодой миролюбивое государство не нуждалась ни такого количества авиации, ни, конечно, столько аэродромов. Поэтому со временем подавляющее большинство

бывших военных аэродромов были выведены из эксплуатации и передано другим субъектам хозяйствования или вообще ликвидирован. ImageСодержать действующие военные аэродромы в «работоспособном» состоянии, давая возможность авиации делать свое дело в воздухе, - задача не из простых и, откровенно говоря, не из дешевых.

- Дело в том, что все наши военные аэродромы находятся в эксплуатации более 40 лет. И с 1991 года на одном из них не было проведено даже капитального ремонта, - говорит начальник инженерно-аэродромного управления логистики Командования Воздушных Сил полковник Павел Яворский.

- Так для поддержания аэродромной сети Воздушных Сил мы планируем и проводим выборочный текущий ремонт наиболее дефектных участков искусственных покрытий. Чтобы понять, насколько затратным является поддержание аэродромной сети украинской военной авиации в эксплуатационном состоянии, можно привести несколько цифр. Например, почти половина наших военных аэродромов имеют покрытие из аэродромных плит ПАГ, средний срок эксплуатации которых составляет 15 лет. А их на одном аэродроме в среднем 18 000 штук. Понятно, что за четверть века, прошедшие с момента провозглашения независимости Украины, все покрытия аэродромов давно следовало обновить.

ImageСогласно сегодняшним расценкам, только для одного аэродрома закупка новых аэродромных плит в зависимости от их типа, обойдется военному бюджету в сумму от 180 до 240 млн грн. А для заливки швов необходимы: мастика (30 тонн по цене 19 000 гривен за тонну в год), цемент, песок, щебеночный отсев, эксплуатационные расходы на монтаж и подвоз материалов и т. По аэродромам с монолитным покрытием, срок эксплуатации которых несколько больше - около 20 лет, то они, по словам специалистов инженерно-аэродромного управления, нуждаются в не меньшем внимании и средствах.

Как отметил офицер отдела инженерно-аэродромного управления логистики Командования Воздушных Сил майор Андрей Грановский, в 2016 году для выполнения задач, возложенных на его структурное подразделение, запланировано выделение более 20 млн грн. Это составляет чуть менее 8 процентов от потребности, поэтому использование каждой гривни держится на строгом контроле. Фактически, работы на аэродромах начались с первых дней этого года.

Основной объем задач возложен на отдельные инженерно-аэродромные батальоны, которыми командуют полковник Александр Катюха и подполковник Юрий Скобовьят. Силами этих воинских частей приводятся в порядок определенные объекты на большинстве военных аэродромов Воздушных Сил ВС Украины. В общем, планируется демонтировать поврежденные участки аэродромных покрытий и установить новое покрытие, обустроить полевые аэродромы, осуществить реконструкцию и капитальный ремонт расположенных там зданий и сооружений, вывезти сотни тонн грунта, строительного и другого мусора, демонтировать и перевезти плиты из второстепенных участков аэродромов, выполнить ряд работ на других объектах.

Отдельной строкой хотелось бы вспомнить о технике «инжбатов», без которой выполнить даже самые простые работы на аэродроме фактически невозможно. Точнее о том, что сегодня она может работать только благодаря высокому уровню профессионализма военнослужащих, ее эксплуатируют и обслуживают. - Технику, которую мы получали за последние 20-25 лет, можно пересчитать по пальцам, - говорит майор Андрей Грановский.

- В основном это еще старая, советская. Но благодаря золотым рукам военнослужащих удается не только поддерживать ее «на ходу», но и выполнять поставленные задачи! Необходимые нам новые грузовики, краны, землеройные машины и другая инженерная техника - сегодня производится в Украине в широком ассортименте и хорошего качества. Но за неимением средств она не закупается. И самое главное - люди. Несмотря на всевозможные проблемы и трудности, они остаются гарантом успешного выполнения любых поставленных задач, а еще - позволяют пилотам не думать о том, что вместо взлетно-посадочной полосы их может ожидать что-то вроде «традиционной» украинского автодороги ...

Андрей ЯЦИК, Народная Армия.