Не прошло и года с торжественной презентации грузового терминала ОКП «Аэропорт Сумы» (23 октября 2015 года), приуроченной к выборам, как объект, построенный за средства налогоплательщиков, превратился в гараж для автомобилей.
Сообщает Данкор онлайн.
По сведениям (см. фото) работников предприятия в одной части терминала стоит «Ниссан Патрол» директора ОКП «Аэропорт Сумы» Константина Ефименко. В другой – «Дэу Ланос», на котором ездит первый заместитель директора Николай Саенков.
На строительство грузового павильона было потрачено 571,301 тыс. грн, выделенных из областного бюджета. В начале этого года управление имуществом Сумского облсовета провело аудит эффективности финансово-хозяйственной деятельности ОКП «Аэропорт Сумы» за период с 01.01.2015 по 31.12.2015. При этом, как отметили аудиторы, оказалось невозможным в полной мере проверить эффективность расходования бюджетных средств при строительстве грузового павильона, поскольку на предприятии отсутствуют первичные учетные документы, подтверждающие расходы подрядчика. Однако было установлено, что отдельные виды работ и их объемы не соответствуют данным, отраженным в проектно-сметной документации.
Более того, устройство грузового павильона, проведенное без разрешения уполномоченного органа и с отклонением от проектно-сметной документации, противоречит требованиям Гражданского и Хозяйственного кодексов, Законов «Об архитектурной деятельности» и «О местном самоуправлении в Украине», а также «Порядку управления коммунальными предприятиями ... », утвержденному Сумским облсоветом. Это привело к неэффективному и необоснованному расходованию средств на общую сумму 571,301 тыс. грн.
С момента торжественного открытия с участием первых лиц области, лоббировавших выделение средств на возведение данного объекта, и до настоящего времени применить грузовой терминал по назначению не удалось ни разу, т.к. он до сих пор не принят ни пограничной, ни таможенной службой. Хотя руководство аэропорта неоднократно заявляло, что делает для этого все возможное, а нарушения, обнаруженные аудиторами, просто бухгалтерские ошибки.
Напомним: депутаты предыдущего, шестого, созыва Сумского облсовета 22 мая 2015 г. приняли решение о назначении К.Ефименко на должность директора ОКП «Аэропорт Сумы», несмотря на отсутствие у данного кандидата специального образования и опыта работы в авиационной сфере. При этом Сумской облсовет в лице зампреда Веры Лаврик с К.Ефименко 25 мая 2015 года заключает контракт до 24 мая 2018 года.
Депутаты уже нового созыва Сумского облсовета тоже не против пребывания К.Ефименко в должности директора. Что из этого вышло Согласно контракту, руководитель должен обеспечивать прибыльную хозяйственную деятельность предприятия, эффективное использование и сохранение закрепленного за ним коммунального имущества, выполнять показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия, постоянно контролировать выполнение арендаторами условий договоров аренды и пр.
Прошло больше года с момента назначения. «Антикризисный план», который был предложен К.Ефименко в сентябре 2015 года, оказался фикцией. Упомянутый грузовой терминал, на реконструкцию которого из областного бюджета было выделено 571,3 тыс. грн, до сих пор не заработал. Договоры с авиакомпаниями не заключены – следовательно, запланированные поступления из расчета четыре рейса в месяц не получены. Договоры на базирование трех самолетов не заключены.
Договоры с авиакомпаниями, которые выполняют сельскохозяйственные авиахимические работы, не заключены. Договоры с авиакомпаниями, обслуживающими чартерные рейсы не заключены. Договор с Сумским НПО на рассрочку дебиторской задолженности в сумме 379,9 тыс. грн за базирование самолета в 2015 году также не был заключен. А пункт плана о «предоставлении услуг по базированию санитарной авиации» вообще вызывает удивление, т.к. «санавиация» пересела на «скорые помощи» еще в прошлом веке.
Не акцизный – значит, можно?
Поступление средств от арендной платы - отдельная тема расследования. Между управлением имуществом Сумского облсовета и ООО «Метангаз-Моторс» 17 ноября 2014 г. заключен договор аренды на часть старой зоны аэропорта площадью 200 кв. м и нежилое помещение здания КПП. Согласно договору, цель аренды - размещение передвижного автомобильного газозаправщика. Но, внося мизерную арендную плату в бюджет, фактически там работает «подпольная» заправка. Информация о данном правонарушении была внесена в ЕГРДР 7 августа 2015 г. по признакам ч.1 ст. 204 УК Украины («Незаконное изготовление, хранение, сбыт или транспортировка с целью сбыта подакцизных товаров»). Досудебным расследованием было установлено, что на территории аэропорта по адресу ул. Г.Кондратьева, 168 незаконно осуществляется заправка транспортных средств метаном с помощью передвижной мобильной газозаправочной установки, состоящей из зарегистрированных на ООО «Метангаз-Моторс» двух автомобилей (ЗИЛ и Рено) и прицепа Асерби, оборудованного восемью бесшовными баллонами емкостью 2 тыс. литров каждый. По ходатайству следователя ГУ ДФС в Сумской области следственный судья вынес постановление об аресте автомобилей ЗИЛ, Рено и прицепа Асерби. Но заправка работает до настоящего времени, подвергая опасности жителей близлежащих домов. Как объяснили в пресс-службе налоговой, «наша налоговая милиция начинала заниматься этим предприятием, но УМВД вытребовали себе все материалы и образцы продукции. Возможно, ссылались на то, что это не акцизная продукция».
Зачем небо, когда есть земля!
Начальник управления имуществом Сумского облсовета Николай Коваленко еще в конце 2015 года на личном приеме пообещал представителям коллектива ОКП «Аэропорт Сумы» и общественным активистам «с понедельника» навести порядок в штатном расписании предприятия, предотвратить неправомерные увольнения специалистов и уничтожение материально-технической базы склада горюче-смазочных материалов под предлогом подготовки «старой зоны» аэропорта к приватизации. В дальнейшем склад ГСМ был уничтожен, что cказалось на конкурентных возможностях Сумского аэропорта, а запланированный аукцион по продаже объектов старой зоны так и не состоялся. В итоге запланированных в «антикризисном плане» инвестиций предприятие не получило.
Менеджмент предприятия создал такие условия труда, при которых начался уход квалифицированных кадров, что чревато ликвидацией аэропорта как не соответствующего нормам Госавиаслужбы. Последняя уже оштрафовала предприятие на 8 тыс. грн. за не согласованное с этим ведомством назначение замдиректора по авивционной безопасности.
Кроме того, как сообщили работники предприятия, сумской аэропорт утаил от Госавиаслужбы нештатную ситуацию - недавно при посадке у самолета, который совершал частный полет, на борту которого находился пилот с двумя пассажирами, лопнула шина. Если при всем при этом работодатель продолжает считать директора эффективным менеджером, то возникает вопрос: какой же эффект ожидается? Не получится ли так, что видео с участием работников этого предприятия, опубликованное на Youtube 6 ноября 2015 года, станет символическим для сумского аэропорта?ОКП «Аэропорт Сумы» занимает земельные участки общей площадью около 138 га на правах постоянного пользования: свыше 6 га – старая зона аэропорта и больше 131 га – новая.
К сведению: Nissan Patrol 2002 года выпуска с объемом двигателя 2953 куб. см – не единственное авто Константина Ефименко. Пребывая в должности заместителя мэра Сум (2007-2014 гг.), чиновник приобрел внедорожник Mercеdes-Benz ML550 2008 года выпуска с объемом двигателя 5461 куб. см. В настоящее время аналогичный Nissan стоит около $13-15 тыс., Mercеdes-Benz – $26-28 тыс. Согласно декларации о доходах, поданной К.Ефименко за 2011 год, общая сумма дохода заместителя мэра составляла 112,903 тыс. грн, а за 2012-ый – 181,532 тыс. грн. В долларовом эквиваленте (при курсе $1 – 8 грн) получается чуть больше $14 тыс. и $22,7 тыс.