Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) объявило конкурс на вакантную позицию Генерального директора Международного аэропорта "Борисполь".
Действующий руководитель предприятия Евгений Дыхне вот уже почти 2 года пребывает на должности с неизменной приставкой "исполняющий обязанности", при этом предприятие показывает достаточно неплохие результаты деятельности.
На этот раз конкурс будет проходить согласно новой процедуре, которая регламентируется постановлением Кабинета Министров Украины от 03.08.2015 №777 с дополнениями, которые были внесены в конце 2015 года.
Поскольку аэропорт "Борисполь" относится к стратегически важным предприятиям, процедура будет проводиться специально созданным комитетом по назначениям руководителей особо важных для экономики предприятий (далее – комитет по назначениям), который действует при МЭРТ. В него входят Министр экономического развития и торговли, Министр финансов, Министр инфраструктуры, Министр энергетики и угольной промышленности, Министр аграрной промышленности и продовольствия или их заместителей, а также пять независимых ТОП менеджеров, из негосударственного сектора экономики Украины.
К сожалению, в последнее время позиция руководителя самого большого аэропорта страны все больше походит на политическую, поэтому с новой процедурой открытого конкурса общественность возлагает большие надежды в выборе действительно профессионального кандидата, а не очередного партийного деятеля по квотному принципу.
Какие риски в проведении такого конкурса? Во-первых, состав комитета по назначениям все равно оставляет возможность назначения руководителя по квотному принципу. Во-вторых, проведение конкурса не при МИУ, которое де-факто заключает контракт с руководителем и осуществляет операционное управление и взаимодействие, может привести к внутреннему конфликту между руководством министерства и предприятия, который незамедлительно отразится на результатах деятельности последнего и эффективности самого руководителя предприятия. В-третьих, утверждение руководителя на заседании Кабинета Министров Украины, даёт возможность затянуть и заблокировать назначение любого кандидата, как и его увольнение с должности.
На сегодняшний день существует возможность приглашать на позицию руководителя предприятия иностранного специалиста, ввиду амбициозности самого проекта развития аэропорта и достойного уровня оплаты труда, поэтому неудивительно, что иностранные специалисты будут изъявлять желание принять участие в конкурсе. Будут ли они эффективными менеджерами, в этом заключается главный вопрос.
Как я говорил ранее, должность руководителя "Борисполя" имеет большой политический уклон, а у инородного иностранного менеджера уйдёт много времени на адаптацию к местным реалиям и понимание даже простой логики деятельности украинского госпредприятия. Например, необходимость утверждать финансовый план в Кабмине с предварительным согласованием в МИУ, согласование командировок с МИУ, при обязательном их планировании на год вперед. О процедуре передачи в аренду помещений через Фонд госимущества лучше вообще не вспоминать.
Процесс адаптации может ускориться, только если иностранный менеджер будет ставленником одной из заинтересованных сторон в Украине. И не стоит забывать, что согласно требованиям, опубликованными МЭРТ, победитель конкурсного отбора до момента заключения с ним контракта должен будет в обязательном порядке получить гражданство Украины.
Исходя из вышесказанного, я бы делал ставку на отечественного незаангажированного менеджера, который в максимально короткие сроки сможет доказать свою эффективность и достигнуть quick wins. Поскольку номинально конкурс на вакантную позицию является открытым, то главным критерием оценивания кандидата будет его конкурсное предложение. С моей точки зрения это должен быть документ, который раскрывает виденье кандидата по стратегическому развитию предприятия с горизонтом планирования на 10 лет, а также первостепенные задачи и шаги, которые смогут обеспечить быстрый осязаемый результат.
Ключевые положения конкурсного предложения должны составить KPIs его контракта с МИУ. Помимо стандартных идей об обеспечении экономической и финансовой стабильности предприятия, а также развитии неавиационной деятельности в том или ином проявлении, я бы хотел увидеть планы кандидата по следующим направлениям деятельности:
1. Взаимодействие с базовым перевозчиком. На сегодняшний день удельных вес пассажиропотока МАУ в аэропорту "Борисполь" достигает 62%, что делает его стратегически важным партнёром для предприятия;
2. Как быть с действующими аэропортовыми сборами, в том числе и со сбором для трансферных пассажиров и сбором за базирование воздушного судна;
3. Что делать с законсервированными терминалами;
4. Механизм привлечения новых перевозчиков;
5. Инфраструктурные проекты и планы по их реализации;
6. Оптимизация производственных процессов и непрофильных активов предприятия.
Все эти ключевые вопросы можно разбавить виденьем по интеграции предприятия в интермодальные перевозки или внедрение передовых мировых технологий, но это уже на десерт. Кандидату, который лучше всех ответит на эти вопросы, я бы с удовольствием предложил контракт на позицию Генерального директора главных воздушных ворот Украины :)
А.Ярмак (ЦТС).