Страны — участницы Международной организации гражданской авиации (ICAO) согласились поддержать внедрение глобальной схемы рыночных мер (GMBM), в основе которой лежит компенсационная схема выбросов авиацией в атмосферу диоксида углерода. Попыток в последнюю минуту заблокировать соглашение, на обсуждение которого ушли годы, предпринято не было.
Ассамблея ICAO приняла резолюцию о поэтапном внедрении GMBM, которое должно начаться в 2021 г., 6 октября — за день до закрытия проходящего в Монреале мероприятия, сообщает ATO.ru.
На данный момент готовность принять участие в первой, добровольной фазе программы выразили 65 государств. Все остальные страны (кроме отдельно оговоренных случаев) должны будут присоединиться к ним с 2027 г. Исключение составляют небольшие островные государства, страны, в которых авиация почти не используется (например, Афганистан и Гаити), а также малые государства, не имеющие выхода к морю.
Следующая ассамблея ICAO состоится в 2019 г., так что достижение договоренности было жизненно важным, причем не в последнюю очередь для ЕС, которому теперь предстоит решить, как быть с разработанной им для авиации схемой торговли выбросами (ETS). Будучи изначально предназначенной для контроля выбросов на всех рейсах — внутри ЕС, прибывающих извне и отбывающих за его пределы — сейчас эта схема применяется только для перелетов между странами — членами Евросоюза. Однако если на уровне ICAO не удастся достичь явного прогресса с глобальной схемой рыночных мер, в 2017 г. ETS вновь заработает в полную силу.
На этой неделе комиссар Еврокомиссии по делам транспорта Виолета Булц встретилась с участниками комитета Европарламента по делам окружающей среды (ENVI). Еще одна встреча запланирована на 12 октября. Булц отказалась раскрыть свое видение относительно дальнейшей судьбы европейской схемы торговли выбросами. По ее словам, она должна следовать установленному законом порядку и прежде всего известить членов Европарламента и Европейский совет об итогах ассамблеи ICAO.
Представитель Европейской комиссии рассказал Aviation Daily, что, по мнению Булц, переговоры с евродепутатами будут тяжелыми. Тем не менее она искренне полагает, что ее аппарат и ЕС помогли оптимальным образом согласовать договоренность, поддержать которую согласился 191 участник ICAO. Как утверждают источники, Булц надеется, что принятие глобальной схемы рыночных мер позволит не распространять действие европейской схемы торговли выбросами на рейсы, начинающиеся или заканчивающиеся за пределами ЕС.
Булц провела в Монреале несколько дней, в течение которых играла роль посредника и пыталась уговорить такие страны, как Россия, Индия и Бразилия, одобрить GMBM. Судя по всему, Россия очень не хотела соглашаться, т. к. российские авиакомпании эксплуатируют довольно возрастной парк и, по мнению делегации из РФ, до вступления схемы в силу на его обновление не хватит ни времени, ни инвестиций.
"Это беспрецедентное соглашение открывает новую главу в истории международной авиации — отрасли, которая, наконец, будет развиваться с оглядкой на окружающую среду, — заявила Булц на пресс-конференции в Брюсселе. — Мы запустили процесс, который уже не повернуть вспять". Булц признала, что резолюция ICAO от 6 октября — всего лишь политическое соглашение: сама глобальная схема рыночных мер пока не согласована. Технические детали, как именно реализовать проект, еще только предстоит выработать."Мы проследим, чтобы схема не обманула наших надежд и была внедрена должным образом", — пообещала еврокомиссар.
На 65 государств, которые выразили готовность принять участие в добровольной фазе плана, приходится около 84% мирового пассажирооборота, выраженного в пассажиро-километрах. В их число вошли США, ЕС, Китай и Канада. Присоединиться к программе в последний момент вызвались Кения и Буркина-Фасо. По словам Булц, она попытается убедить ЮАР, Саудовскую Аравию, Чили, Филиппины, Бразилию и Россию также стать участниками проекта с 2021 г.
Частью соглашения ICAO стала сильная оговорка о пересмотре, в соответствии с которой в течение трех лет глобальную схему можно будет сделать более жесткой и амбициозной — так, чтобы она в большей степени соответствовала условиям Парижского соглашения об изменении климата, отметила Булц.
В первый раз пересмотр состоится в 2024 г. Генеральный секретарь ICAO Лю Фан назвал соглашение прецедентом для отрасли, пояснив, что авиация стала первым сегментом транспорта, в котором меры для ограничения выбросов в атмосферу приняли глобальный масштаб. Майкл Гилл, исполнительный директор межотраслевой Инициативной группы по делам воздушного транспорта (ATAG) заявил, что соглашение ICAO — исторический момент и для авиации, и для переговоров о климате в целом. "То, что семь лет назад казалось фантазиями, сегодня стало реальностью", — подчеркнул он.
"Историческую значимость этого соглашения нельзя переоценить… Благодаря ему авиационная отрасль будет не только играть важную роль в экономической и социальной жизни людей, но и оставаться на передовой борьбы за охрану окружающей среды", — заявил генеральный директор Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) Александр де Жюньяк. Министр транспорта США Энтони Фокс приветствовал соглашение и сказал, что глобальная схема "построена так, что она, с одной стороны, остается прагматичной, а с другой — предусматривает значительное сокращение выбросов, чему среди прочего должно способствовать поэтапное вовлечение в процесс наибольшего числа стран. Более того, схема достаточно гибкая, чтобы дать возможность сделать свой вклада странам с ограниченными возможностями и государствам, которым требуется техническая помощь".
Экологи-активисты, впрочем, проявляют меньше энтузиазма. В базирующейся в Брюсселе Европейской федерации по делам транспорта и окружающей среды (T&E) заявили, что решение компенсировать, но не ограничить выбросы самолетами угдиоксида углерода — да еще на добровольной основе — "слишком слабо для начала". Впоследствии, утверждают в федерации, странам, которые планируют сократить выбросы в атмосферу, придется принять более эффективные меры.
"Миссия ICAO, Европы или всей отрасли пока не выполнена, — заявил авиационный директор T&E Билл Хеммингс. — Добровольных соглашений на весь мир не хватит. Без четких экологических ограничений схема компенсаций не сократит объем выбросов. У нас просто появится новое соглашение, из-за которого к цене на авиабилеты будет прибавляться стоимость чашки кофе".