08.11.16 
Ryanair решила открыть базу в аэропорту Франкфурта. Это решение создаст дополнительное конкурентное давление на Lufthansa и другие немецкие авиакомпании.

Второго ноября крупнейший европейский лоукостер объявил, что забазирует во Франкфурте два самолета Boeing 737-800. Изначально он планирует летать оттуда по четырем направлениям. Из всех четырех (в Малагу, Фару, Аликанте и Пальму-де-Майорку) Lufthansa обслуживает пока только одно.Таким образом, на сегодня последствия прихода Ryanair в аэропорт Франкфурта будут ограниченными.

Тем не менее ответная реакция на действия ирландской авиакомпании оказалась крайне резкой. Что до последствий, то для TUI, Air Berlin и Etihad Airways они могут оказаться более серьезными. В прошлом в Ryanair не раз говорили, что лоукостер не собирается базироваться в таких аэропортах, как лондонский Хитроу, парижский аэропорт им. Шарля де Голля и франкфуртский аэропорт — слишком дорого обслуживаться.

После того как во Франкфурте открылась четвертая взлетно-посадочная полоса, там появились новые слоты. На сегодня этот аэропорт развивается медленнее других. Причина кроется в том, что его главная авиакомпания — Lufthansa, пытаясь справиться с ростом издержек, уже четыре года занимается сокращением флота.

Etihad, Air Berlin и TUI ведут переговоры о создании новой авиакомпании, ориентированной на туристов. В ее парк должны попасть 14 самолетов TUIfly и более 20 ВС, которые сейчас эксплуатирует филиал Air Berlin — Niki. Сама Air Berlin, финансы которой находятся не в лучшем состоянии, планирует перестать обслуживать туристические направления. Как утверждают источники в отрасли, ее франкфуртские направления в числе прочих маршрутов достанутся новому оператору, созданием которого сейчас занимаются TUI и Etihad. Именно ему и придется напрямую конкурировать с Ryanair, особенно в следующем весенне-летнем сезоне, когда ирландский лоукостер продолжит наращивать присутствие во Франкфурте.

Генеральный директор Lufthansa Карстен Шпор подтвердил, что в прошлом к нему приходили руководители Ryanair и EasyJet Майкл О'Лири и Кэролин Макколл, которые предлагали наладить фидерные перевозки в интересах Lufthansa. Однако Шпор дал понять: "Сейчас нам это не нужно". По его словам, на сегодня главная задача Lufthansa — сделать издержки на полносервисных направлениях более конкурентными. Если план не удастся, авиакомпания может усилить позиции своего низкотарифного подразделения в ее собственных хабах.

Планируется, что база лоукостера откроется в Мюнхене, где он сможет конкурировать с EasyJet и Transavia, однако Шпор не исключил, что с 2018 г. полеты могут начаться и из Франкфурта. Сейчас на финальной стадии находятся переговоры с Air Berlin о передаче 40 ее самолетов в мокрый лизинг авиакомпаниям Eurowings и Austrian Airlines.

В Lufthansa надеются, что официальное заявление о договоренности можно будет сделать к середине декабря. Планы Ryanair создать во Франкфурте базу вызвали серьезные споры о размере сборов за посадку в крупнейшем аэропорту Германии. По словам Шпора, в дальнейшем Lufthansa будет платить столько же, сколько ирландский лоукостер. Согласно его оценке тариф для Ryanair будет на 15% ниже, чем сборы, которые сейчас платит Lufthansa. Таким образом, в год немецкая авиакомпания сможет экономить по 200–300 млн евро.

Оператор франкфуртского аэропорта — Fraport заявил, что новую структуру сборов должно утвердить Министерство экономики федеральной земли Гессен. Тем не менее в компании заверили, что при ее формировании учитывались интересы всех клиентов.

Тем временем в Lufthansa рассказали, что неожиданно высокий спрос, зафиксированный в сентябре, позволил спрогнозировать сохранение в 2016 г. рентабельности на уровне прошлого года. Для поддержания высокой доходности перевозок темпы расширения провозных емкостей в IV квартале было решено сократить на 1 п. п.

Операционная прибыль за первые три квартала составила 1,66 млрд евро, что соответствует темпам, достигнутым в 2015 г. В авиакомпании полагают, что в 2017 г. инвестиции составят 2,7 млрд евро. Тем не менее в 2018 и 2019 г. их объем решено сократить с 2,5 млрд до 2,2 млрд евро в год.

В Lufthansa пояснили, что задержка с поставками самолетов Airbus A320neo, A350 и Bombardier CSeries позволит распределить инвестиционные расходы на более длительный период. Перевозчик также планирует отказаться от реализации опционов в пользу лизинга возрастных воздушных судов.

Шпор, кроме того, предложил новые способы, как завершить затяжное противостояние с пилотами Lufthansa, работающими на полносервисных направлениях, а также с бортпроводниками Eurowings.

Джерело ATO