26.11.16 
22 ноября глава крупнейшей европейской низкотарифной авиакомпании Ryanair Майкл О'Лири заявил, что в обозримой перспективе авиакомпания начнет перевозить пассажиров бесплатно.

"Главный для нас вызов в будущем — это снижение тарифов на авиаперевозки. В моем видении, в ближайшие 5–10 лет билеты на рейсы Ryanair станут бесплатными. При этом рейсы будут полностью заполнены, а деньги мы будем делать за счет участия в доходах аэропортов, которые получают их за счет пассажиров, делающих покупки в магазинах аэропортов", — сказал Майкл О'Лири.

Свое заявление он сделал вполне адресно, выступая в Лондоне на конференции ассоциации операторов аэропортов. С одной стороны, склонность О'Лири к эпатажным заявлениям хорошо известна. С другой стороны, он не одинок в подобных высказываниях — в прошлом году гендиректор Dubai Airports Пол Гриффитс, выступая на форуме SITA Air Transport IT Summit, не исключил возможности того, что в будущем обслуживание авиакомпаний в аэропорту станет бесплатным, поскольку, по его словам, "авиакомпании поставляют нам клиентов, то есть пассажиров". Отсюда уже недалеко до тезиса О'Лири о том, что поставщикам можно и заплатить.

То, что мы сейчас наблюдаем — это не отдельные мысли отдельных — пусть выдающихся — представителей авиатранспортной отрасли. Это рассуждения о том, что воздушный транспорт стоит на пороге перехода на принципиально новые модели бизнеса, который уже активно происходит в других отраслях.

Основными движущими силами новой постиндустриальной экономики служат активное развитие информационных технологий и освоение возможностей совместного использования ресурсов (Shared Economy). Не случайно список Forbes за последние годы радикально изменился, многие гранды ушли с рынка, а те, кто остался, мучительно борются над преобразованием своей структуры и бизнес-модели для соответствия новым реалиям.

Хорошим примером служит всем известная компания Microsoft. 15 лет назад тогдашний гендиректор Microsoft Стив Балмер объявил войну сообществу свободного программного обеспечения и назвал систему Linux раковой опухолью, которая угрожает любому бизнесу. Нынешний гендиректор Microsoft Сатья Наделла заявил, что Microsoft любит Linux. Эти слова — признание того, что на смену корпорациям идут открытые платформы.

Раньше власть принадлежала, условно говоря, монополистам, которые опирались на собственные ресурсы и, чтобы добиться конкурентного преимущества, давили на своих поставщиков и потребителей. Сейчас выясняется, что выгоднее не владеть ресурсами, а иметь к ним доступ. Формируются бизнес-экосистемы, где каждый занимает свою нишу, а платформа обеспечивает эффективные связи между всеми участниками.

В силу ряда причин в гражданской авиации эти процессы идут медленнее, чем в других отраслях. Однако директор по технологиям той же самой Ryanair Джон Харли говорит: "В будущем я вижу Ryanair как цифрового лидера индустрии путешествий, у которого помимо прочего есть собственная авиакомпания". И это не просто слова. Создано подразделение Ryanair Labs, насчитывающее более 150 сотрудников, и авиакомпания радикально меняет свой подход — раньше она отличалась крайним недружелюбием по отношению к пассажирам, а теперь делает фокус на реализации преимуществ цифровой эпохи, в частности, на удобстве и скорости работы своего сайта.

Жаргонным синонимом понятия "совместное использование ресурсов" стало слово "уберизация" — от названия компании Uber, создавшей информационную платформу, которая позволила существенно снизить стоимость перевозки на такси. Более того, компании, которые раньше предоставляли услуги такси, теперь превратились в таксопарки при Uber — большинство пассажиров даже не интересуется их названиями. Так что Ryanair отчетливо понимает возможности уберизации авиаперевозок и, вместо того чтобы пасть жертвой этого неизбежного процесса, стремится стать его лидером.

Подобно тому, как платформа Uber (и, кстати, ее аналоги) решила проблему городской транспортной доступности, гражданская авиация должна решить проблему глобальной транспортной доступности. Пока эта проблема не решена.

Городские перевозки не бесплатны, однако их стоимость, скажем так, не критична для большинства пассажиров. Воздушный транспорт похвастаться этим не может, хотя стоимость перевозок существенно снизилась за последние 40 лет. Сейчас, к тому же, гражданская авиация сталкивается с новыми вызовами со стороны альтернативных видов транспорта (скоростные поезда и Hyperloop Илона Маска) и развития телекоммуникаций. Так что тезис о бесплатных перевозках, озвученный Майклом О'Лири, можно считать формулировкой магистрального направления развития бизнеса воздушного транспорта с целью его выживания.

И здесь речь идет уже не только об авиакомпаниях, а о формировании принципиально новой экосистемы. В нее должны войти и новые технологии проектирования и производства ВС, которые позволят существенно снизить стоимость самолетов, и новые финансовые технологии, и новые бизнес-модели организации авиаперевозок. Так что, пусть и не через десять лет, но авиабилеты станут бесплатными (ну, или почти бесплатными) не только у Майкла О'Лири. А у всех авиакомпаний, которые выживут в новой реальности и найдут свое место в новой постиндустриальной экосистеме.

Джерело ATO