13.12.16 
ImageВ середине октября министр национальной обороны Республики Польша Антоний Мацеревич обнародовал факт переговоров о совместном создании польско-украинского вертолета, который будет отвечать требованиям Польши и других стран Восточной и Центральной Европы. Базой для новой машины могут быть в т.ч. корпус и лопасти, производимые в Польше. Украинская сторона сделает вклад в виде двигателей, производимых компанией «Мотор Сич».

О том, какие могут быть перспективы сотрудничества Украины и Польши в сфере модернизации и строительства вертолетов говорится в материале, который был опубликован на польском ресурсе Polukr.Net.

 После аннексии Крыма и начала войны в Донбассе Украина прекратила военно-техническое сотрудничество с РФ. С тех пор начался поиск новых рынков сбыта для военной продукции собственного производства. Не секрет, что представители АО «Мотор Сич» в течение нескольких лет пытаются наладить бизнес контакты с польскими фирмами, работающими в авиационной сфере. В 2015 г. руководитель украинской компании Вячеслав Богуслаев предложил польской стороне поддержку при модернизации вертолетов Mи-2 и Mи-8, a также W-3 "Sokół". Первые позитивные сигналы о возможности сотрудничества появились, однако, только недавно, накануне срыва переговоров по закупке французских вертолетов Caracal. И касаются они замены двигателей на польских вертолетах Mи-8 и Mи-24.

 Новое, лучшее предложение

 Новые двигатели фирмы «Мотор Сич» отличает увеличенный ресурс и лучшие рабочие характеристики, чем на польских вертолетах Mи-8/17 или Mи-24. Дальность полета увеличивается на около 80 км, рабочая высота увеличивается вдвое и составит около 8000 м. Средняя крейсерская скорость машины на высоте 1000 м увеличится на 30 км / ч. Изменение летных характеристик не ограничивает максимальной грузоподъемности машины и не влияет на состав бортового вооружения.

 По меньшей мере, несколько модернизированных таким образом машин Mи-8T уже находятся на вооружении ВС и Нацгвардии Украины под названием Mи-8MСБ-В. На 4-х модернизированных боевых вертолетах Ми-24П концерн «Мотор Сич» также заменил двигатели. Эти машины поступили в Воздушные Силы ВСУ под названием Mи-24ПУ-1. Пример ВСУ четко указывает на эффективность ремоторизации - замены старых двигателей на новые и более мощные. Таким образом, польская армия может быстрее и дешевле получить боевую технику с повышенными ТТХ.

Время на развитие, время на изменения

 Модернизированные вертолеты не смогут заменить отсутствие в составе ВВС современных видов авиатехники. Она и в дальнейшем будет нуждаться в более современных машинах. Условием дальнейшего развития конструкции является получение концерном «Мотор Сич» новых технологий по производству редукторов и лопастей для новых вертолетов. Такие know-how имеет польский зарубежный отдел фирмы PZL Świdnik, где производят ряд композитных элементов корпусов и лопастей. В то же время, компания PZL Rzeszów, принадлежащая американскому концерну Pratt & Whitney, занимается в т.ч. производством редукторов для польских вертолетов "Sokół". Впрочем, сомнительно, чтобы западные концерны согласились на использование своего know-how для создания потенциально конкурентных машин.

Что на замену?

Указанное свидетельствует, что Польша не имеет в этой сфере никаких технологий, которые она могла бы свободно использовать. Поэтому, по мнению нашего восточного соседа, базой для создания первого польско-украинского вертолета мог бы стать вертолет W-3 "Sokół". Проблема в нехватке лицензии на выпуск машины с новым двигателем. Представители концерна «Мотор Сич» несколько лет пытаются получить ее у итальянского владельца PZL Świdnik, фирмы Leonardo Helicopters (бывшая Agusta Westland).

Сегодня конструкторы «Мотор Сич» работают с двумя экземплярами вертолета "Sokoł", которые они приобрели в Корее. Уже отработано бортовые подсистемы, способные взаимодействовать с новыми двигателями. Экспортный вариант должен отличаться высокими ТТХ, увеличенным ресурсом, низкими эксплуатационными расходами - благодаря использованию передовых технологий, использованию монокристаллов или керамических элементов.

Модифицированный вариант вертолета "Sokoł" может быть оснащен двумя типами двигателей. Прежде всего, это двигатель MС-500В, ранее уже использовался на машинах Ansat-U и Mi-54. Второй - практически вдвое более мощный - MС-14В. Для его использования необходимо создать совершенно новый редуктор значительно большей мощности и новые композитные лопасти. Все эти элементы производит PZL Świdnik. Вопрос, а согласятся его владельцы на сотрудничество и использование новых технологий? Это также маловероятно, как и в предыдущем случае, о котором говорилось выше.

"Sokoł" i что дальше?

Даже омоложенный "Sokół" не решит проблем армии РП, он может составлять скорее экспортный товар для рынков Азии и Африки. Это будет надежная и относительно дешевая по сравнению с западными аналогами конструкция, с двигателем, хорошо приспособленным для работы в условиях высоких температур, если когда-нибудь будет создан ... К сожалению, новая конструкция на базе W-3 "Sokół" скорее все не будет отвечать требованиям потенциальных заказчиков в Восточной и Центральной Европе, которые настроены на приобретение более современных машин, которые легко будет приспособить к требованиям общей платформы НАТО.

 Изучение состояния польских вертолетов свидетельствует, что ремонта требуют именно двигатели и другие системы, связанные с обеспечением движения машин. Остальные элементы корпуса и авионика еще способны служить. Поэтому предложение о сотрудничестве, предложенная компанией «Мотор Сич», может быть решением горячего уже вопрос замены двигателей этих машин, исчерпавших свой ресурс. В то же время, создание «с нуля» нового польско-украинского вертолета мало реальным. В лучшем случае, он мог бы появиться только через 10-15 лет. И этот период может увеличиться, если подтвердятся слухи об оттоке украинских специалистов на работу в российских проектных организациях.

 Это в сочетании с далекой от европейских стандартов практикой управления в промышленности нашего восточного соседа могло бы вполне исключить реализацию чрезвычайной амбициозного проекта, объявленного министром национальной обороны Республики Польша Антонио Мацеревич в середине октября 2016 года.

Джерело defence-ua