Ведение боевых действий требует значительных усилий по снабжению боевых подразделений, в том числе и по воздуху. Не стала исключением и война на Донбассе, где на начальном этапе была задействована вся наша военно-транспортная авиация.
Хотя от Советского Союза Украине в наследство досталось значительное количество военно-транспортных самолетов, да и в Киеве находится знаменитая фирма «Антонов», однако на март 2014 года в ВВС страны числилось всего 4 исправных самолета Ил-76МД (с бортовыми номерами «76699», «76683», «76413», «78820») и пять Ан-26. Правда, с началом противостояния в авральном порядке были поставлены в строй еще две машины.
После расформирования большей части полков военно-транспортной авиации все имеющиеся транспортные самолеты Ил-76 были стянуты на аэродром Мелитополь, где была создана 25-я бригада транспортной авиации. Число наличных самолетов постоянно уменьшалось, прежде всего из-за продажи за границу и сдачу в аренду гражданским авиакомпаниям.Так, все шесть самолетов-заправщиков Ил-78 в 2006 — 2016 годах были проданы в Китай, Пакистан и США.
«Рабочая лошадка» той войны — Ан-26. Обратите внимание на отметки о количестве выполненных вылетов на выброску грузов.
Ситуация с экипажами в период 2009-2011-го тоже была сложной, в том числе из-за нехватки людей вообще и подготовленных экипажей в частности. Первой задачей для экипажей транспортной авиации в еще не начавшейся войне стала переброска личного состава из западных и центральных регионов страны поближе к Донбассу. Это была крайне важная задача, так как на весну 2014 года практически все боеспособные части оказались далеко на западе, ведь за весь период украинской независимости никто всерьез не рассматривал Российскую Федерацию как потенциального противника. Кстати, именно поэтому практически все части ВСУ в восточных регионах были расформированы, остались почти исключительно внутренние войска для охраны многочисленных колоний.
Погрузка на борт Ил-76, весна 2014 г.
Полной картины вылетов на сегодняшний день нет, однако можно говорить о том, что основными аэродромами, куда приземлялись немногочисленные Илы, были Харьков и Днепропетровск. Также был налажен и «воздушный мост» в Луганск и Донецк — правда, не столь активный. Однако, например, в ДАП самолеты садились даже после «первого штурма» боевиками 26 мая 2014 года. Дольше всего — до 14 июня 2014 года — функционировал Луганский аэропорт, куда с марта по 14 июня было совершено 19 вылетов, правда, полной хронологии нет и известны только некоторые: 4 мая (1 Ил-76), 27 мая (1 Ан-26), 30 мая (2 Ил-76), 5 июня (2 Ил-76), 11 июня (2 Ил-76), 12 июня (2 Ил-76) На тот момент такие вылеты считались безопасными, так как разведка докладывала об отсутствии ПВО у боевиков.
Рядовым должен был стать вылет 13 июня, когда в Луганский аэропорт с десятиминутным интервалом из Мелитополя вылетели три транспортных самолета Ил-76. Загрузка их была стандартной: по 40 пассажиров-десантников, 3 машины БМД, боекомплект и продовольствие. Первый самолет благополучно сел на взлетно-посадочную полосу, началась разгрузка. Второй самолет звена, выполнив стандартные противозенитные маневры, стал на глиссаду, приближаясь к аэропорту. В этот момент (00:51 14 июня) по машине, которая находилась на высоте 200 метров, был проведен двойной пуск ПЗРК. Как минимум одна ракета попала в цель — Ил-76 взорвался в воздухе. Обломки упали в районе села Красное Луганской области, в 6,6 км от взлетно-посадочной полосы. Погибли 49 человек, из них 9 членов экипажа и 40 пассажиров (десантники 25-й отдельной Днепропетровской воздушно-десантной бригады).
Командир экипажа первого транспортника (командир бригады полковник Дмитрий Мымриков) смог отменить посадку третьего самолета, после чего тот развернулся на подходе к аэропорту и вернулся на место базирования.
Место падения и обломки Ил-76, сбитого 14 июня 2014 г.
На следующий день лидер самопровозглашенной «ЛНР» Валерий Болотов подтвердил, что самолет был сбит его подчиненными. Утром на место падения Ил-76 отправилась группа бойцов 80-й аэромобильной бригады, которая в то время контролировала аэропорт.
«В первую очередь мы искали самописцы. Их там было два. Один был целый, один разломанный. Такие „глобусы“. Говорят, что кабина летчиков осталась цела, был такой вброс. Это ложь. Там ничего не осталось. Колеса были, лохмотья обшивки, остатки БМД. Хвост в поле еще был. БМД — из алюминиевого сплава, они в пожаре вообще расплылись. Собрали останки ребят, собрали неразорвавшийся боекомплект и взорвали его. А потом уже после нас туда приехали сепары, фотографировались там, выкладывали фото в Интернет, хвастались своей работой. Нас они боялись, мы по прибытии заняли круговую оборону, они от нас держались на расстоянии».
Позже местные жители-патриоты обнаружили «лежки» террористов и отстрелянные трубы ПЗРК «Игла». После падения самолета командование ВСУ через «Красный Крест» договорилось с командованием боевиков о вывозе погибших десантников в обмен на возможность забрать трупы сепаратистов.
Десантники 25-й Днепропетровской воздушно-десантной бригады в Луганском аэропорту, июнь 2014 г.
Севший транспортник подвели ближе к зданиям аэропорта, окружили всей техникой, которая была в наличии, чтобы защитить от осколков в случае, если по аэродрому будет наноситься огневой удар артиллерией сепаратистов. Из радиоперехватов стало ясно, что за уничтожение самолета сепаратистами была объявлена денежная награда, и группы боевиков наблюдали за Ил-76 днем и ночью и ждали его взлета. Транспортник неделю простоял в ЛАП, после чего, воспользовавшись плохой погодой, экипаж смог взлететь и, меняя курс, пойти на аэродром в Мелитополе.
После такой потери Ил-76 больше не летали в зону проведения АТО. Зато более активно стали использовать легкие Ан-26, которые использовались для выброса парашютных транспортных контейнеров. Первый достоверный случай сброса контейнеров с продуктами и медикаментами с борта Ан-26 зафиксирован 28 июня в районе горы Карачун под Славянском. Через два дня другой самолет сбрасывал предметы снабжения в районе Донецкого аэропорта. Причем интересно, что наблюдался крайний недостаток транспортных контейнеров и поэтому для сброса грузов использовали практически все доступные машины — даже штурмовики Су-25 с переделанными 250-килограммовыми осветительными бомбами.
Контейнер, сброшенный с борта Ан-26 нашим бойцам в районе границы, лето 2014 г.
Хотя к середине июля стало понятно, что боевики располагают низковысотной ПВО, и транспортники перешли на высоты более 5 километров. Однако вылеты не прекратили, так как положение со снабжением фактически блокированных в районе российской границы частей армии, пограничников и НГУ было катастрофическим. Командование боевиков требовало от россиян прекратить такие полеты, и тогда в бой были брошены штатные средства сухопутных войск РФ, которые могли поражать на высотах более 5 километров. В итоге в прицел россиян попал Ан-26 (бортовой номер «19») из состава 456-й транспортной авиационной бригады, дислоцированной в Виннице, совершавший сброс контейнеров с продовольствием и медикаментами в районе пограничного пункта Изварино. Из восьми находившихся на борту военных (семь членов экипажа и сопровождавший груз десантник) удалось покинуть самолет с парашютами только шестерым.
Командир и штурман (майоры Дмитрий Майборода и Дмитрий Шкарбун) до последнего удерживали самолет и погибли в его обломках. В плен попал сопровождавший груз Сергей Мордвинов (позже был обменян), остальные пятеро были спасены проукраинскими активистами, которые действовали в тесном взаимодействии со штабом АТО. Этот случай до сих пор вызывает споры у специалистов. Ведь, по сообщению сепаратистов, самолет был сбит из ПЗРК, тогда как военные настаивают на своей версии, согласно которой машина была поражена на высоте 6500 метров, то есть для его уничтожения использовалась или более мощная зенитная система или даже ракета «воздух-воздух», выпущенная российским истребителем.
Место падения и обломки Ан-26, сбитого 14 июля 2014 г.
По воспоминаниям членов экипажа, «штурман уже вышел на боевой курс, стравили давление, сбросили и уже готовили открывать рампу, она даже уже пошла немножко», «в этот момент произошел удар в левую часть», «все предположения сходятся к тому, что это была ракета „воздух-воздух“, запущенная с российской стороны».
Несмотря на потерю, оставшиеся Ан-26 продолжили выполнять отдельные транспортные вылеты. Например, 20 июля один самолет сбросил 14 контейнеров с продовольствием и водой для окруженных войск в районе Краснодона.
На сегодняшний день важным элементом боевой работы для транспортников остается экстренная доставка раненых и больных военнослужащих по всей стране, да и «черный тюльпан» — это все те же Ан-26.
Погрузка армейцев в Ил-76, 2015 г.
На сегодняшний день прилагаются колоссальные усилия по восстановлению парка военно-транспортной авиации и они одни из самых успешных — ведь в Украине есть полный цикл как производства, так и всех видов ремонта самолетов типа Ан. На сегодняшний день в строю Воздушных сил Украины находится 5 Ил-76 и 22 Ан-26, причем количество последних постоянно растет за счет восстановления машин с хранения.
Михаил Жирохов